В орловском театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля "Взрослые дети" (по пьесе Нила Саймона). Режиссер спектакля - Александр Михайлов, художник - Виктор Панков - По-моему, театр "Свободное пространство" нас, зрителей, избаловал, - сказала я после премьеры своей спутнице. - Мы настолько привыкли к постановкам, вызывающим восторг, что обычный, вполне крепенький спектакль нам кажется не очень удавшимся. Однако когда что-то "кажется" - это, как правило, неспроста. Что же смутило прежде всего? То, что порой было просто скучно. Не хотелось ни смотреть на героев, ни слушать их по-американски простенькие диалоги. - О, Элан! Нил Саймон считается одним из известнейших американских комедиографов. Пьеса "Взрослые дети" (в оригинале - "Come Blow Your Horn") - первая комедия драматурга. Она была успешно поставлена на Бродвее в 1961 году. Свою первую пьесу Саймон написал совместно с младшим братом Дэнни. В ней много автобиографических моментов, и главные герои ее - тоже два брата. Сыновья не хотят продолжать дело отца - владельца фабрики по изготовлению восковых фруктов. Сыновья хотят жить красиво и в свое удовольствие, встречаться с девчонками и не зависеть от родителей. Папа кричит: "Бездельники!". Мама старается накормить кашкой. Такие вот семейные дела. - Ну и что в этом смешного? - спросите вы. У Нила Саймона - сына эмигрантов из Одессы - своеобразный юмор. В повседневной жизни многое и часто казалось ему смешным и нелепым. У Саймона вообще было обостренное чувство юмора. Однажды в детстве его выставили из кинотеатра, где шла картина Чарли Чаплина, за чересчур шумную зрительскую реакцию - хохот и падение с кресла. Нет, в спектакле есть смешные моменты, но они в большинстве своем какие-то слишком "мелководные". И если на глубину пьеса (и соответственно актерская игра) не претендует, то образной объемности (которая еще ни одной комедии не повредила) все же хотелось бы. Однако глубоко, объемно, трогательно, естественно и при этом смешно, на мой взгляд, получилось лишь у актрисы Татьяны Шмелёвой (миссис Беккер). Актер Николай Рожков (мистер Якоб Беккер) был интересен, но играл как-то чрезмерно, фарсово. А вот Стасу Иванову (Элан), наоборот, красок как будто бы не хватило. Тускловато для главного героя пьесы. По-актерски симпатично смотрелся на сцене Сергей Горбачев (Бадди). Актер играл динамично и обаятельно. Хотя порой тоже "фарсировал". В спектакле был забавный момент, когда старший брат Элан предложил Бадди виски. И тот, прежде чем выпить, чисто по-русски выдохнул. Это двадцатилетний американский юнец-то? Знаете, это, пожалуй, символично. Ну тесно широкой русской душе (тем более - актерской) в рамках американской эстетики. И юмор у этих американишей какой-то не очень смешной, и глубина какая-то поверхностная. Не развернешься. В связи с этим назревает вопрос: а оно нам надо? Ну и что, что "впервые на российской сцене первая комедия Саймона". И киркоровский мюзикл "Чикаго" (на который уже никто идти не хочет) тоже был впервые. И ежели откровенно: уже тошнит от всего американского - от долларов, американской мечты, полосатого флага и "рогатой" Свободы. Даже если художник-постановщик делает из этого пресловуто-знаменитого "статуя" прикольную вешалку для одежды. Анжела САЗОНОВА. |
ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты |