![]() |
||
Не бойся: Бог с тобой В театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля по пьесе Э. Шмитта "Оскар и Розовая Дама" (режиссер Александр Михайлов). - Я была в шоке, - сказала после спектакля одна моя знакомая. - В смысле "не понравилось"? - Наоборот. Но как же тяжело стало на душе. А у меня, напротив, на душе стало легко и светло. Потому что глубокие, пугающие своей бездной истины стали ближе и понятней... "Оскар и Розовая Дама" - первая постановка в России пьесы одного из самых ярких современных драматургов Франции Эрика Шмитта. Автор обратился к теме духовного становления человека, его пути к Богу. Особенностью этой истории является то, что духовный путь совершает совсем юное существо - десятилетний мальчик, оказавшийся в трагической ситуации перед лицом смерти. За очень короткий срок (12 дней) он проживает долгую человеческую жизнь со всеми ее радостями, невзгодами, огорчениями и прозрениями. Трагический сюжет превращается в светлую оду Любви и Вере... Так уж устроен человек, что радостями он благополучно пользуется сам, ну, или делится ими с дорогими и близкими (а бывает - со случайными и далекими). А вот беды частенько оставляют нас в одиночестве. И тогда мы вспоминаем о Боге, просим утешить нас, поддержать, наставить... Говорят, что Бог, обрекая человека на страдания, не оставляет его с бедой один на один, а посылает ангела, учителя, который подскажет, поможет... Справиться? Смириться? Тут уж - кому как. Малышу Оскару судьба подарила Розовую Даму - нянечку, сиделку, которая научила ребенка любить и понимать жизнь, видеть в ней то, что мы очень часто даже и не пытаемся рассмотреть. Да, это мы (многие-многие мы - молодые, зрелые, пожилые) по отношению к главным жизненным истинам зачастую являемся не просто десятилетними детьми, а настоящими младенцами, беспомощными слепыми котятами. Спектакль напоминает об этом, художественно и, можно сказать, популярно объясняя суть христианства. Как будто бы "на пальцах" - на отдельно взятой судьбе. У Э. Шмитта, говорят, кроме "Оскара..." написано еще три подобные пьесы, посвященные разным конфессиям (мусульманству, буддизму, иудаизму). Автор, отображая особенности каждой из вер, говорит о том, что "Бог един", что это сила, ведущая к свету и добру. В спектакле мальчика Оскара играет заслуженная артисткаТатарстана Елена Крайняя. Играет, конечно, потрясающе. Во-первых, потому, что ни на минуту не задумываешься о том, что это - актриса, женщина. Перед нами именно ребенок, именно мальчишка, только взрослеющий на глазах. И это взросление Е. Крайняя проигрывает великолепно. Не меняется ничего (ни одежда, ни грим). Только глаза, голос, жесты. И вот перед зрителем уже дряхлый и мудрый "старик, дрожащий от "чистой радости" при виде обычного рассвета... Замечательно исполнила роль Розовой Дамы Светлана Нарышкина. - Как ты думаешь, а она настоящий, реальный персонаж или видение Оскара? - спросили у меня после спектакля. - Конечно, реальный - сиделка, нянечка... И в то же время тот самый ниспосланный ангел, материализовавшийся в доброй женщине, которая сама учится вместе со своим "учеником". Знаете, о чем подумалось? Этот ангел совсем не обязательно должен быть человеком. Это могут быть книга, фильм, спектакль - нечто "говорящее", что озарит и сделает немножко умнее, добрее, чище. Наконец это может быть мечтой, выдумкой, фантазией. Как сказал один хороший писатель, и выдумку можно любить по-настоящему. Однако мы живем в реальном мире, рядом с реальными людьми, и было бы хорошо и правильно, если бы именно им мы дарили свое душевное тепло. А они - нам... От мыслей, навеваемых спектаклем, хочется вернуться к самому спектаклю и назвать команду, которая над ним работала. Композитор - Станислав Курбатский, балетмейстер - Светлана Щекотихина, художник - Иван Шулык. И. Шулык - художник особенный, любящий символы, в которых одновременно живут откровение и тайна, красота и боль. Жизнь - это открытые и запертые двери, это бесконечная полоса препятствий, красивый и тревожный сон... И еще один нюанс, о котором нельзя не сказать. Это программка, шедеврик в виде маленькой тетради, в которой такие смешные детские рисунки и трогательный, робкий почерк соединились с такими грустными (но светлыми) взрослыми мыслями. Анжела САЗОНОВА. "Орловская правда" № 216 2 декабря 2004 года. |
ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты |