|
Неоконченная пьеса для десятилетнего
мальчика
. . . В окно, весело пританцовывая на
ветру, заглядывала ветка цветущей черемухи, и, казалось, ее аромат вот-вот
просочится сквозь плотно закрытые высокие рамы, сквозь стекла больничного
бокса. Непоседливый весенний ветерок то забавлялся с обрывками бумаг,
то раскачивал провода, то незримой рукою отбрасывал в сторону легкий белый
воланчик, которым дети играли в бадминтон. Они смеялись, глядя, как волан,
словно живой, меняет направление движения, и пытались его догнать, при
этом сталкиваясь друг с другом и снова заливисто хохоча. Он смотрел на
это из окна больничной палаты и понимал, что пока надолго лишен прежде
простых и привычных, а теперь таких желанных радостей жизни.
Труднее всех в этой жизни детям. Им никак
не понять, почему веселый и солнечный путь внезапно может оборваться или
почему эта тяжелая болезнь, это испытание досталось именно тебе, маленькому
и беспомощному.
И здесь так уместна помощь - не рыдания
и сокрушение, а стойкость до последнего; не скорбное ожидание наихудших
результатов, а по возможности качественное проживание каждого дня, минуты.
И именно отношение взрослых - родителей, родственников - к сложившейся
ситуации, составление ими уверенной программы "болезнь - лечение - выздоровление"
позволяет сменить слабую позицию на сильную.
Но одной уверенности мало. Мы, взрослые,
тоже бываем слабы духом. Где отыскать опору, в чем найти поддержку, чтобы
потом уверенно и честно разговаривать с маленьким человеком, которого
постигло несчастье? Какой силой если не разогнать, то хотя бы раздвинуть
тучи на небосклоне его мыслей и ожиданий?
Спектакль театра "Свободное пространство"
"Оскар и Розовая Дама" работает именно над таким преобразованием сознания
человека, и актриса, сыгравшая роль смертельно больного ребенка, щедро
дарует зрителям силу понимания и принятия всего происходящего.
О спектакле написано много, он стал событием
для зрителей разных поколений. Потрясенные, люди в фойе встречаются глазами,
ощущая себя соавторами писем Оскара.
Спектакль окончен.
Окончен?
Он продолжается в жизни, и каков будет его
финал, зависит от нас.
Дело в том, что исполнительница роли Оскара,
Елена КРАЙНЯЯ, человек сверхответственный в отношении того, что касается
достоверности характера персонажа. Именно по этой причине, готовясь в
свое время к роли слепо-глухо-немой девочки, она специально ездила в Загорск,
в интернат, где общалась с двумя сестрами-близнецами, в детском возрасте
вследствие серьезной инфекции утратившими и слух, и зрение, и дар речи.
И это общение не только дало исключительный материал для спектакля, но
и во многом повлияло на взгляды самой актрисы. Такие прикосновения бесследно
не проходят.
- Я вообще очень эмоциональный человек,
- говорит Лена, - если фильмы смотрю с трогательными сценами, мелодрамы,
к примеру, так просто реву в голос.
"При печали лица сердце делается лучше",
- писано в Притчах Соломоновых. Интересно, почему сердце ребенка не ожесточается,
подобно нашему, а сохраняет трепетность восприятия жизни, умение радоваться?
Возможно, потому что наши неуемные безразмерные претензии к миру, недовольство
всем, что бы ни случилось, происходит от мысли, что именно мы - вершители
собственной судьбы. А ребенок об этом не задумывается, он просто живет
в полную силу. Даже в сложных обстоятельствах, когда, казалось бы, этому
имеются препятствия.
До премьеры спектакля "Оскар и Розовая Дама"
Елене не удалось встретиться с ребенком, который был бы в сходном с ее
героем положении, потому что все дети уехали домой, на ремиссию.
И вот уже неоднократно отгремели аплодисменты
в благодарность за пробуждение души, пролились слезы, прозвучали возгласы
и удивления, и недоумения - было все. И вдруг... Наверное, какая-то незавершенность,
сознание скрытого долга перед самой собой или еще какие-то неведомые нам
причины привели Елену в детское отделение областной больницы, где жизнь
подтвердила, продолжила сюжет пьесы Э. Шмитта.
Мальчика зовут Игорь. В апреле ему исполняется
тоже десять лет (как и Оскару).
- Меня потрясло, что Игорек шутит так же,
как и Оскар, по поводу отсутствия волос после химиотерапии. Как точно
Шмитт показал это в пьесе, все просто списано с жизни!
Маленький знак внимания в виде киндер-сюрприза
оказался гораздо более значимым, чем то бывает в обычных случаях. Шоколад
съеден, игрушка, на пять минут привлекшая внимание, забыта. Это когда
ты один. А когда крохотная машинка собирается тобою, десятилетним, вместе
с женщиной сорока пяти лет, но тоже десяти летней, это уже таинство. Это
почти амулет, который если взять в руки, сразу вспомнишь прозрачные пузырьки
смеха в солнечном напитке общения.
- Я поняла, что мне судьба предоставила,
кроме роли Оскара, еще и роль Розовой Дамы. На нашей первой встрече с
Игорьком я читала ему сказку Андерсена, потом мы о многом разговаривали.
Мы уже встречались три раза. Я бы никогда не подумала, что за такой короткий
срок между нами может возникнуть сильная сердечная привязанность. Я очень
надеюсь, что у него все будет хорошо.
- Несмотря на диагноз? - спрашиваю я.
- Просто я слышала, что были случаи, когда
ребенок с таким же диагнозом, но прошедший полный курс лечения, выздоравливал.
Мне кажется, и у нас все получится, главное - верить.
- Кстати, о вере. А вы с Игорем никогда
не говорили о Боге?
- Нет, хотя он и исповедовался, и соборование
прошел. Пока эта тема слишком деликатна.
- А тема спектакля? Мальчик его еще не видел?
- Пока нет. Но я думаю, что рано или поздно
такой момент наступит, и мы сходим на спектакль. И снова будем разговаривать
друг с другом - я со сцены, а он, мысленно, из зала.
Мне всегда казалось, что актер, особенно
талантливый, тем и гениален, что берет собственную душу и лепит из ее
податливого живого материала образы различных людей, их души. Елена Крайняя
со мной не согласилась. Придется поверить профессионалу.
- Это не актер черпает из своей души ее
содержимое и прилаживает к образу, а сам персонаж учит актера, преобразуя
его. Главное - избежать "яканья", не подавлять своим "я" сути персонажа.
Я бы назвала это пластичностью души. Вы
же понимаете, что все твердое и неповоротливое - мертво. Пока наши души
в движении и не отказываются от перемен, мы живы. Наверное, и родство
душ обусловлено умением на время отказаться от себя, стать тем, с кем
ты созвучен, заговорить на его языке, не утверждая, что твой - самый-самый
лучший. Так и оказывается, что в этой жизни мы одновременно заключаем
в себе и говорящего, и слушателя, и печаль, и радость, и встречу, и разлуку,
и Оскара, и Розовую Даму.
Другой любимой игрушкой у Игорька является
мобильный телефон. Это плотно упакованные игры и связь с родными. А теперь
и "с тетей Леной".
"Здравствуйте, тетя Лена, это я, Игорек",
- так начинаются короткие SMS-ки, которые мальчик присылает Елене Крайней.
Пока Игорек отдыхает дома, но у них с "тетей
Леной" впереди еще много встреч, полных поиска и общения, серьезных разговоров
и веселых забав. Кстати, поговорить есть о чем: о маме и об учебе, о сестре
и о любимом дяде - о жизни. Игорь пригласил Елену Крайнюю в гости, и,
я думаю, это будет еще один интересный сюжет.
Случается, что наши дети оказываются старше
нас, малое приобретает смысл большого. Хотя мне кажется, что этот смысл
присутствует изначально, только вот за суетными буднями, в переплетении
привычных ролей мы не успеваем его рассмотреть.
Каждый что-то значит в этой жизни. И мы
можем подчеркнуть это значение, дать человеку силы для дальнейшего пути.
И без разницы, сколько тебе лет и кто ты по социальному статусу - ректор
вуза или студент, академик или домохозяйка, ребенок или старец. Главное,
чтобы мы стремились в объятия друг друга. Если это стремление есть, значит,
души живые, не утратившие таланта отвечать любовью на любовь и видеть
глубину на отмели.
Не всякий взрослый осилит груз, который
ложится порой на плечи ребенка, Но мы будем учиться, стараться, пробовать,
и тогда совместными усилиями, очень даже возможно, перепишется финал пьесы
для одного десятилетнего мальчика.
В своей пьесе "Оскар и Розовая Дама"
один из самых ярких современных драматургов Франции Эрик Шмитт обратился
к теме духовного становления человека, его пути к Богу. Особенностью этой
истории является то, что духовный путь совершает совсем юное существо,
мальчик, оказавшийся в трагической ситуации перед лицом Смерти. За несколько
дней благодаря сиделке - Розовой Даме он проживает долгую человеческую
жизнь со всеми ее радостями, невзгодами, огорчениями и прозрениями. Трагический
сюжет превращается в светлую оду Любви и Вере.
Людмила НАЗАРОВА.
"Поколение" 24 марта 2005 |
|