|
Господин С. и другие
13 апреля в театре "Свободное пространство"
состоялась премьера спектакля по повести Ивана Тургенева "Вешние воды".
В драматургической обработке и постановке Семена Лосева.
Повесть впервые была опубликована в "Вестнике
"Европы", 1872, №1. А сейчас, в начале XXI века, мы снова обращаемся к
поэтической, страстной, вечно юной прозе Ивана Сергеевича Тургенева, и
мы знаем, что автор "Вешних вод" действительно ошибался, ибо явления политические,
социальные преходящи, а рассказ о столкновении удивительной, трогательной,
романтической любви и витальной, всепоглощающей страсти волнует нас так
же, как волновал сердца людей, живших много лет назад, а неразрешимость
этого конфликта ставит прекрасную повесть классика русской литературы
в разряд произведений, которым дарована вечность.
Мнения о спектакле, подслушанные в зрительном
зале расходились: кто-то восхищался, кто-то возмущался, что из Тургенева
выкроили оперетку. И вправду Иван Сергеевич - писатель серьезный, в его
произведениях встречается ирония, но не юмор. Однако Семену Лосеву вкупе
с актерами орловского ТЮЗа удалось сделать очень живой и подвижный спектакль
(если такую характеристику позволительно применить к сценическому действу)
при самом бережном отношении к тексту автора. Действие с первых мгновений
захватывает внимание - и уже не отпускает его. Всего 11 персонажей, да
и то пребывающие на площадке не одновременно, создают впечатление многолюдности,
бурлящей жизни. Первый акт - история любви Санина (Дмитрий Зайцев) и Джемы
(Елена Шигапова). Все, что происходит вокруг этих героев, все, что делают
другие персонажи: мать Джеммы госпожа Розелли (Нонна Исаева), братишка
Эмиль (Александр Потапов), Пантелеоне (Валерий Лагоша) - рождает атмосферу
семьи, уюта, наполненности счастьем и надеждами. И лишь всюду сопровождающий
Дмитрия Санина господин С. (Михаил Артемьев) - предостерегает, пытается
предотвратить то несчастье, что должно произойти. Господин С. - это сам
Санин, уже переживший свою трагедию страсти и рабства.
Несколько разочаровывает второй акт: я почему-то
не поверила внезапной страсти Санина к Марии Николаевне. Светлана Нарышкина,
играющая эту роль, хотела, видимо, создать образ женщин живущей на надрыве,
знающей, что скоро умирать. И тем самым оправдать самодурство своей героини.
Поэтому были залихватские манеры, утрированно громкий голос, но куда-то
исчез греховный соблазн, которым должен быть пропитан и сам воздух вокруг
Марии Николаевны.
Но - нет предела совершенству. В целом игра
актеров блестяща и сама по себе и в ансамбле. Обычно инсценировки любимых
литературных произведений разочаровывают и раздражают тем, что, читая,
все и всех представлял иначе. В этом спектакле случилось чудесное дело:
все герои наполнились кровью, стали яркими, симпатичными. Живыми.
Елена ГАРЕЕВА.
"Орловский вестник" 20 апреля 2004 |
|