|
Легкое дыхание тургеневской весны
Драматургическую версию романа И. С.
Тургенева "Вешние воды" показал театр "Свободное пространство"
Предположение, что в орловском театре для
детей и юношества "Свободное пространство" наш земляк Тургенев - не самый
любимый драматург, недавно опровергнуто. "Вешние воды" здесь поставил
по собственной пьесе, написанной по мотивам знаменитого романа, режиссер
Сергей Лосев.
Когда-то Иван Сергеевич полагал, что "Вешние
воды" едва ли кому-то понравятся, это всего лишь история любви, в которой
нет ни политики, ни современных проблем. Однако вечная любовная коллизия
оказалась сегодня интересной зрителю и молодому, и перешагнувшему порог
юности.
Конечно, любая драматургическая версия непременно
проигрывает по сравнению с первоисточником, но все-таки и в этом случае
остается что-то важное, высказанное автором в романе.
Что есть в этом спектакле? Есть поток времени,
уносящий в прошлое, когда душа была готова к трогательной, романтической
любви и события виделись сквозь пелену возвышенных чувств. Юный Дмитрий
Санин (студент ОГИИК Дмитрий Зайцев), влюбленный в трогательно нежную
и гордую Джемму (засл. арт. России Е. Шигапова), их окружение, своеобразное,
а порой нелепое, смешное, возникает в спектакле как тревожащие, мучительно-сладостные
воспоминания господина С (арт. М. Артемьев). Они, эти воспоминания, несут
его по белому свету, заставляя срываться с едва насиженного места. Впрочем,
в спектакле все не находит точки опоры, и, как писал Тургенев, "все дым
и пар, все торопится, спешит куда-то, и все исчезает бесследно, ничего
не достигая". Отсюда и сценография спектакля, придуманная Татьяной Скуридиной.
Образ спектакля - самый общий знак этой реальности: нет стен, домашних
интерьеров, так персонажам обеспечивается свобода передвижения во времени.
Колышется легкий занавес, в проеме задника возникает фигура юноши, - всё,
путешествие в былое началось. Герои беспрепятственно курсируют в разных
непредсказуемых направлениях, и молодой Санин из прекрасного далека легко
общается с сегодняшним собою, постаревшим. И звучит романс как соединение
душ, которые времени неподвластны.
В этом спектакле есть поток жизни, который
подхватывает молодого Санина, не давая ему опомниться, серьезно подумать
над происходящим. Он не может даже спокойно пребывать в одной позе, в
нем все - движение, готовность подхватить любую игру, романс, реплику.
Он растворяется в этом потоке жизни. Первая трогательная любовь к Джемме
уступает место в душе героя витальной всепоглощающей страсти к Марии Полозовой
и несет, несет его безостановочно к трагическому финалу обещанием беспросветного
одиночества и обреченности на душевные муки.
Чего нет, на наш взгляд, в этом спектакле?
Того, что Станиславский называл "добыть тургеневскую дымку", - особого
стиля, эфемерного, едва уловимого, сотканного на полутонах. Нет кружевных
лабиринтов тургеневских фраз, из которых рождается тонкая паутинка большого
смыслового объема, подтекста. Это другой театр, сегодняшний. Здесь слово
экспрессивно-однозначно, и, может, поэтому сердце не цепляется ни за один
сценический образ, и хотя "вешние воды" чувств захватывают героев, им
сочувствуешь и впитываешь невольно очарование тургеневского сюжета.
Л. ВАСИЛЬЕВА
"Говорит и показывает Орел" 27 апреля 2005 |
|