|
Письма памяти, песни Победы
Спектакль "Письма памяти", премьера которого
состоялась в театре "Свободное пространство" накануне празднования 60-летия
Победы, — спектакль необычный. Впрочем, как и всё, что создает заслуженный
артист Украины Олег Николаев, выступивший на сей раз в роли автора либретто,
постановщика и балетмейстера.
"Письма памяти", обозначенные как "спектакль-реквием",
и получились такими — глубокими, пронзительными и сердечными. И всё передано
пластикой, языком танца. Зрителю в очередной раз выпала возможность убедиться
в том, насколько богат и выразителен этот язык, насколько тонкие нюансы
чувств способен передать.
Тихий предвоенный дворик, звуки жизнерадостной
"Рио-Риты". Танцуют все! Но уже сквозь эти солнечные мотивы прорываются
раскаты приближающейся грозы, словно стопорящие плавно бегущую киноплёнку
жизни.
Страшная весть, прощания, ожидание и боль
утрат... За каких-то полтора часа сценического действа создалась история
целой эпохи, целой страны, сотканная из отдельных, разных судеб и характеров.
На глазах взрослеют мальчишки и девчонки, проверяются на мужество и верность
сердца.
"Наш спектакль — это письма памяти, пришедшие
издалека, с той войны, которая унесла миллионы жизней, сломала миллионы
судеб. Это низкий поклон тем, кто погиб, и тем, кто выжил. Мы помним вас
всех", — читаем в программке, сложенной солдатским письмом-треугольником.
В спектакле есть сцена, когда женщины (жены,
подруги, матери) читают пришедшие с фронта письма. Каждая — под звуки
определенной песни ("Темная ночь", "Землянка", "Жди меня", "Услышь меня,
хорошая...").
Удивительные песни: прекрасные слова, хорошая
музыка. Каждая из них — сгусток драматизма. И когда они сливаются в единый
поток спектакля, энергетика получается мощнейшая. В какой-то момент кажется,
что твое сердце уже не выдерживает. Однако спектакль выстроен психологически
тонко и грамотно, лирика и юмор дают эмоциональную передышку.
И все-таки в памяти остаются прежде всего
те самые — тяжелые, душещипательные, доводящие до слез — моменты: когда
мать получает страшную весть о смерти дочери, когда вернувшийся в родной
город одноногий солдат узнает о предательстве жены, когда из восьми идущих
в атаку бойцов в живых остаются трое...
Дым, огненно-кровавый отсвет сценического
задника вдруг в какой-то момент перестаешь ощущать как театральную условность,
и до боли, до жути правдоподобными кажутся эти падения, ранения и смерти...
А как красиво и печально под знаменитых
"Журавлей" прощаются с нами "убиенные", как призрачно-медленно проходят
они по сцене...
Первые утраты, первые похоронки. Грустными
становятся песни ("То не ветер ветку клонит", "Черный ворон")... Черные
шали как черные крылья.
Спектакль весь наполнен символами. Что-то
вспыхивает как откровение, что-то открывается потом.
"Письма памяти" оставляют в душе долгое
послевкусие. К спектаклю хочется вернуться, посмотреть его снова. И хочется
надеяться, что он какое-то время ещё поживёт в репертуаре, а не станет
яркой, но короткой вспышкой, недолгой данью юбилейной дате. У нас сейчас,
к сожалению, не так много серьезных театральных постановок, обращенных
к сердцу, вызывающих желание жить и извлекать уроки из прожитого.
Анжела САЗОНОВА
"Орловская правда" №78 от 14 мая 2005г |
|