Остановив мгновения...
Когда тургеневский театр еще не был академическим,
в него пришла работать Екатерина Карпова, ныне заслуженная артистка России,
ведущая актриса театра.
Вспоминаются ее сценические героини Альдонса
("Человек из Ламанчи"), Сарытова ("Блажь"), Феличе в "Самодурах", мадам
Розпета в "Папа, папа, бедный папа..., Атуева в "Свадьбе Кречинского"
- многоплановые роли, сыгранные с удивительной самоотдачей.
Темперамент актрисы ярко проявляется во
многих спектаклях.
Екатерина Карпова на сцене - это потрясающая
энергетика, бьющая через рампу в зрительный зал.
Беседуя с Екатериной Александровной в ее
гримерной после спектакля "Сильвия", я поинтересовалась ее взглядами на
жизнь и профессию.
- Актерство - это профессия или миссия?
- Когда я была еще в ученицах и жаждала
играть на сцене, тогда не задумывалась о своей миссии, в молодости все
иначе, сейчас я начала задумываться над смыслом всей моей жизни. Знаете,
в одной пьесе было: "Но Бог избави до седых дожить волос, служа пустой
забаве…" У меня растет ребенок, девочка, - существо, созданное для того,
чтобы украшать мир. И когда смотришь, среди чего она растет - потока грязи,
цинизма, коррупции, жестокости, - моя профессия превращается в оружие
в борьбе с этой грязью в мире.
- Что вы думаете о современном русском
театре?
- Я согласна с известным режиссером П. Н.
Фоменко, он как-то сказал: "Подлость сегодняшней жизни требует от нашей
профессии противостоять" Современная драматургия поворачивает зрителя
к грязной стороне нашей действительности, и я подозреваю, что это не оттого,
что нам хотят помочь, а хотят привлечь зрителя, особенно неискушенного,
молодого, "дешевыми приемами": стриптизом, мордобоем, нецензурной бранью.
- В нашей жизни имеет ли смысл играть?
- Играть лучше на сцене. В жизни надо быть
самим собой.
- С какими партнерами вам нравится работать?
- Мне интересен актер-импровизатор. Когда
актер на сцене здесь и сейчас сочиняет действие. С человеком, который
просто выучил текст, работать скучно.
- Насколько вам трудно заучивать тексты
ролей?
- Самый страшный актерский сон, когда тебе
снится, что ты во время спектакля забыл какую-то реплику. На самом деле
работа над текстом - это достаточно тяжелый труд, колоссальное напряжение.
- Вы хотите, чтобы ваша дочь пошла по
вашим стопам?
- С каждым годом я хочу этого все меньше
и меньше. Для меня театр всегда был храмом, а сейчас я смотрю, как он
дешевеет, разменивается, перестает быть чем-то духовно высшим для наших
зрителей, перестает уважать себя
- Как изменится театр через 20 лет?
- Я думаю, что через какое-то время русский
театр вернется к духовной сути, он не даст себя просто затоптать
- Какая из ваших героинь наиболее близка
вам?
- Себя я нигде не сыграла. Возможно, все
мои героини - это и есть мой собирательный портрет, потому что в каждой
из них - частичка моей души.
- Какие интересные случаи с поклонниками
были в вашей жизни?
- Однажды со мной произошел такой случай.
В спектакле по пьесе А. Галина "Звезды на утреннем небе" я играла Анну.
На сцену после спектакля ко мне вышла женщина с цветами и сказала: "Спасибо.
Я давно такой боли не испытывала". Тогда я подумала: вызвать в человеке
сопереживание - это и есть смысл актерской профессии.
Екатерина КРЫЛОВА.
"Поколение" 05 марта 2005 года |