|
Последнее танго
В Орловском государственном академическом
театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля "Танго на закате"
по пьесе М. Булгакова "Зойкина квартира". Режиссер спектакля - заслуженный
деятель искусств Республики Марий Эл В. Г. Константинов. Орловскому зрителю
он знаком по спектаклю "Корсиканка", поставленному на сцене ОГАТа.
Действие переносит нас в 20-е годы прошлого
столетия, во времена достопамятного социального взрыва, разрушившего в
России многовековой культурный пласт, когда всё и вся потеряло свою опору.
"Бывшие люди" - дворянка Зоя Денисовна Пельц
(Н. Галченко), граф Абольянинов (С. Коленов), дворянин Аметистов (С. Аксиненко),
увы, совершенно беспомощны в изменившихся обстоятельствах. Свое спасение
они видят только в бегстве из России. Но для этого нужны деньги. Зоя Денисовна,
заручившись поддержкой нэпмана Гуся-Багажного (М. Корнилов), открывает
показательную пошивочную мастерскую, а по сути - бордель.
Видимо, во все времена легкие и быстрые
деньги были грязными. Не правда ли, актуально? И даже весьма криминально.
Я в том смысле, что режиссер изменил жанр булгаковской пьесы (трагический
фарс) на "криминальную историю". И в самом деле, криминала здесь предостаточно:
это и взяточничество председателя домкома Портупеи, и наркотики, и увеселительные
вечера с показами парижских новинок белья, и, наконец, убийство.
По тексту спектакль остался булгаковским,
хотя заядлый театрал мог услышать фразы из пьес Н. Эрдмана. Сам Булгаков
в свое время живо интересовался его творчеством, и в текстах драматургов
имеются переклички.
Пьеса, впервые поставленная в 1926 году
в театре им. Вахтангова, не потеряла своей актуальности и сегодня. Всегда
были и есть взяточники, беспринципные приспособленцы, угодливо обслуживающие
хозяев новой жизни. Так же многие не в силах противостоять налетевшей
стихии распада.
Как сопротивляется ситуации граф Абольянинов?
Становится наркоманом и тапёром в публичном доме. А наше время? Где сейчас
наша интеллигенция? Учителя, торгующие на рынке, и инженеры, метущие столичные
улицы, - увы, норма жизни.
Новая постановка ОГАТа получилась зрелищной
и удивительно "густонаселенной" (в спектакле двадцать пять действующих
лиц). Наряду с опытными мастерами сцены представлена молодежь. Несомненным
достоинством этой работы являются сценография и костюмы (Б.И. Голодницкий).
На сцене минимум декораций, но это тот минимум, который удачно подчеркивает
изысканность серебряного века. А для того чтобы ощутить реальность эпохи,
достаточно нескольких емких деталей, например, патефона и звука голоса
Шаляпина (музыкальное оформление В. Г Константинова). При подчеркнутом
сценическом минимализме приятно поражают роскошь и богатство костюмов:
шёлк, кружева дамских нарядов, лоск смокингов. И это здорово: а то, признаться,
публика подустала от новомодной условности и навязчивой простоты актерских
одежд, сшитых по выкройкам дизайнера-модерниста.
Но думается, что этот грандиозный бал костюмов
призван создавать атмосферу яркого, ослепительного праздника - праздника
на закате: бесшабашного, разгульного и всеразрушающего.
Танго на закате - страстный и последний
танец на развалинах призрачной дворянской Помпеи.
Ольга ЧАНОВА
"Орловская правда" 16 апреля 2005 года |
|