О войне, о жизни, о любви

В Орловском муниципальном театре «Русский стиль» недавно состоялась премьера спектакля «Мой бедный Марат» по пьесе известного драматурга советской поры А. Арбузова. Впрочем, у хорошей драматургии «поры» не бывает, она на все времена. И «Мой бедный Марат» периодически появляется на сценах отечественных театров. Так, например, десять лет назад пьеса была поставлена в театре Моссовета. Героев играли (и играют по сей день) Лариса Кузнецова, Андрей Ильин и Александр Домогаров.

        О режиссёре:

        "Говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всём. Уж не знаю, во всём или не во всём, но то, что Ирина Михеичева безусловно талантливая актриса и очень перспективный режиссёр, — свидетельствую ответственно как её педагог по режиссуре в театральном училище им. В.В. Щукина, которое она с отличием окончила, защитив свой режиссёрский диплом спектаклем в академическом драмтеатре г. Орла, где много лет успешно проработала актрисой. Так что театр она знает превосходно. Ну, казалось бы, чего ещё для счастья самовыражения этой, кстати, очень красивой, женщине не хватает. Хочешь — играй, не хочешь — ставь спектакли сама. Так нет. Ей этого мало. Она готова ещё раз пройти тернистый путь смиренного ученичества, чтобы добраться до вершины театрального треугольника: актёр, режиссер, драматург. И она начала это восхождение..."            Александр ВИЛЬКИН.

         И. Михеичева — автор пьес "С днём рождения, хозяин"; "Гость" (напечатана в журнале "Современная драматургия", № 1,2004 г.).

        В "Русском стиле" "Марата" поставила молодой режиссер, некогда актриса Орловского государственного академического театра им. Тургенева, Ирина Михеичева. В 2003 году она окончила знаменитый театральный вуз — Щукинское училище (режиссерское отделение). И. Михеичевой были сделаны инсценировки и поставлены по ним на сцене ОГАТ им. Тургенева детские спектакли «Чукоккала», «Теремок», «Снежная королева», «Конёк-Горбунок». Она сделала инсценировку раннего произведения Лескова «Житие одной бабы» и поставила спектакль «Амур в лапоточках» также на сцене этого театра.

        Не отрицая серьезности предыдущих работ Ирины Михеичевой, их все же хочется назвать «зачётами», а вот «Мой бедный Марат» — это уже экзамен. И, на мой взгляд, экзамен сдан на «отлично». Спектакль посвящен 60-летию Великой Победы, и его не стыдно показать ветеранам. Некоторые уже посмотрели его и ушли после представления растроганными и довольными.

        Понравился спектакль и молодежи. Может быть, только кому-то из молодых показались несовременными и потому немного странными отношения героев? Однако осмелюсь утверждать, о такой вот «несовременной», чистой, благородной, способной на жертвы любви будут мечтать во все времена, какими бы разнузданными ни стали нравы и неглубокими чувства.

        История, рассказанная в спектакле, начинается в блокадную пору в Ленинграде, где в одной из квартир случай сводит Лику (Т. Иванюк), Марата (В. Верижников) и Леонидика (А. Галуцких), продолжается в 1946-м и завершается в 1959-м. В начале ребятам по шестнадцать лет, в конце — они уже взрослые, зрелые люди. Эту разновозрастность не- просто сыграть, но актеры справились: характеры, как любят говорить театральные критики, получили развитие. И все же не это главное. Главное то, что актерская игра на протяжении всего спектакля не оставляла зрительские сердца в покое и спектакль ни на минуту не становился скучным, тягучим и бледным. Было, наконец, просто приятно слушать грамотный русский язык автора пьесы, видеть в, казалось бы, бытовых ситуациях бытийные глубины. «Арбузов без какой-то поэтической дымки становится банальным», — говорил А. Эфрос. В «Марате» эта «дымка» чувствуется. Режиссер по-женски трепетно и внимательно отнеслась к деталям и по-мужски отчетливо выстроила концепцию.

        Оформление спектакля (художник-постановщик — выпускница худграфа ОГУ Ю. Янпо-ровска) по большому счёту скромно, почти скупо. Но нескольких ярких, красноречивых деталей достаточно, чтобы ощутить время, реальность эпохи. Старый патефон, давно забытая авоська, милое ситцевое платьице... Иногда достаточно мелодии, жеста, взгляда.

        Только от звука приближаю­щейся бомбёжки и застывшего в глазах Лики страха уже мороз по коже. И вместе с героями ощущаешь холод стылых комнат и тепло бьющегося в «тесной печурке» огня.

        Кстати, о песнях. В спектакле часто звучат волнующие мелодии военной и послевоенной поры — «На сопках Маньчжурии», «Когда простым и нежным взором...», «С боем взяли мы Орёл...», «Там, где клён шумит...» И наше «светлое настоящее» отметилось своим шлягером — сердючкинской «Всё будет хорошо», так, несколько припевных тактов. Каков, однако, контраст! А «эволюция»-то какова!

        Слава богу, современность больше не проникала в ауру спектакля. Только прошлое и... вечное. Вечное, потому что и спектакль, и пьеса не столько о войне, сколько о любви.

        Война — страшная штука, но в ней всё ясно; ты и враг, жизнь и смерть. А что после?.. Наверное, и наши современники — парни и мужчины, прошедшие Афганистан и Чечню, — тоже говорили своим возлюбленным по возвращении: «Мне надо привыкнуть к тебе, к жизни...»

        Эта жизнь оказывается подчас сложной, ранящей сердце головоломкой, а любовь — серьёзным испытанием, более серьёзным и трудным, чем война.

        Спектакль даёт богатейшую пищу для размышлений. В нём много пластов — простых, но глубоких. Ирина Михеичева не стала нагромождать сценические изощрения и усложнять образы героев. Она просто взяла хорошую пьесу, проникла в её душу и поставила живой, талантливый и интересный спектакль — о войне, о жизни, о любви.

Галина Чижикова

«Орловская правда» 26 марта 2005

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz