"Русский стиль" взял паузу

Вот сейчас уж точно можно сказать, что театральный сезон в Орле закончился. Академический театр драмы и молодежный театр «Свободное пространство» уже давно со зрителями простились. В театре «Русский стиль» прощальный спектакль давали в конце июля. Не стоило искать его в постоянной афише. Это, собственно говоря, и не спектакль вовсе, а вечер смеха, и название у него такое: «Каламбуринус». Со смеха все и начиналось: два шута здорово весе­лились, представляя нам персонажей из разных спектаклей, а повод для этого простой: ну никак невозможно устоять человеку перед рюмочкой спиртного! Ох уж это пьянство! В какие только переплеты персонажи пьес из-за этой напасти не попадали! Тема эта часто в минувшем сезоне появлялась в спектаклях театра «Русский стиль», она не была главной, нет, театру было о чем разговаривать со зрителем, более серьезные темы занимали коллектив. Но в этот вечер актеры разыгрывали смешные эпизоды. Почему? А просто так! Чтобы зритель отдохнул и запомнил их веселыми, легкими на подъем, радостными от присутствия на любимой сцене, ведь почти два месяца орловцы от своего театра будут отдыхать. И правильно, расставаться с друзьями надо легко и весело!

        Сезон был трудным, но по-другому и не бывает. Город не может полностью содержать свой единственный театр, надо зарабатывать на постановки самим. За этот театральный год коллектив выпустил четыре премьеры: «Русские водевили», комедию итальянских драматургов Д. Фо и Ф. Раме «Анатомия любви», сказку И. Чернышова «Крутой волчонок» и пьесу А. Арбузова «Мой бедный Марат». Для маленького театра это хорошо — репертуар формируется разнообразный, зритель может выбрать спектакль по своему усмотрению. Впрочем, сюда в основном ходит зритель постоянный, который интересуется всеми премьерами сезона.

        Художественный руководитель «Русского стиля» Валерий Симоненко не скрывает своего удовлетворения: в начале сезона Министерство культуры России выделило театру радиоаппаратуру, а городские власти, несмотря на скудный бюджет, дали средства на звуковую аппаратуру. Конечно, когда театр бедный, жить, с одной стороны, проще: всегда есть на кого свои недостатки списать, а когда власти заботу все-таки проявляют, приходится смотреть правде в глаза и реально оценивать свои спектакли. У руководителя повод для оптимизма есть:

        - Лебеди сразу не рождаются, они появляются из гадких утят. Сейчас я могу сказать, что ощущаю за спиной крылья. Я понял, что мы уже многое можем. В этом сезоне в штате появился новый заведующий постановочной частью и художник. Представьте себе, в октябре мы сдаем спектакль по пьесе Нины Садур «Панночка», а у нас уже сейчас готовы костюмы. Конечно, труппа наша небольшая, актеры все время в работе, им трудно. Но я должен признать, что молодежь профессионально растет.

        - Валерий Иванович, известно, что актер вырастает на хороших ролях, на спектаклях не только развлекательных, но и мудрых, драматических, приглашающих к размышлению. Вы даже в комедийный, легкий, можно сказать, сюжет вносите ноту серьезную, отчего спектакль набирает высоту. Вот, скажем, в «Осенней скуке» Некрасова неожиданно появляется мотив российской жизни, затягивающей человека в болото повседневности, и некому поднять «дубинушку», чтобы что-то изменить.

        - Да, мы стараемся говорить о жизни на любом драматургическом материале, поэтому репертуар у нас тематически простроен. Мы с особым трепетом работали над пьесой Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» не только потому, что посвящали спектакль 60-летию Победы — теме святой для всего народа. Молодой режиссер Ирина Михеичева ставила спектакль о молодых, о том, как складывались судьбы людей, чья юность совпала с годами войны. Что с ними произошло потом, как складывались их судьбы, что стало с идеалами, которым они были верны. Спектакль о любви, о дружбе. Ребята подняли большой жизненный материал.

        - Я бы не отнесла этот спектакль к бесспорной удаче. Но знаете что больше всего мне нравится в нем? Этот спектакль очень волнует, он приковывает внимание к событиям и персонажам, вызывает разные чувства. Честно говоря, этого мне очень не хватает в современном театре.

        - Актеры очень любят этот спектакль. Мы хотим, чтобы все наши спектакли вызывали бурные эмоции, и радуемся, когда это получается. И еще мне хочется сказать, что прошедший сезон для нас был важен еще и тем, что мы простраивали и предстоящий сезон. Поверьте, он обещает стать необычным. На базе нашего театра состоится то, о чем я многие годы мечтал, — возродится наконец Дом выдающегося философа и литературоведа, нашего земляка Михаила Михайловича Бахтина.

        - Позвольте, но ведь там сейчас кафе. От Бахтина ничего не осталось.

        - Осталось. Внизу — кафе, а наверху — музей его имени, над созданием которого сейчас работает профессор Костин. 20 сентября в нашем городе открывается Международный конгресс бахтиноведов. По просьбе комитета по культуре и областной администрации мы готовим спектакль, в котором примут участие артисты театра «Свободное пространство». Это очень ответственно для нас, и мы сейчас живем предстоящим событием. А пока берем паузу для небольшого отдыха.

        - Спасибо. До встречи в новом сезоне!

Людмила Васильева

"Говорит и показывает Орел" №32 10 августа 2005

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz