Маленький мудрец

        Орловский театр детей и молодежи «Свободное пространство» представил необычный спектакль – «Оскар и Розовая дама» по пьесе одного из самых ярких современных драматургов Франции Эрика Шмитта. В основу сюжета легли монологи-письма мальчика, больного лейкемией, – к Богу. Действие спектакля происходит в больничных палатах, где каждый по-своему, мучительно страдает. Один – обожжен, другого убивает огромный собственный вес, у третьей – болезнь кожи.

         С главным героем спектакля десятилетним Оскаром часто встречается и ведет беседы некая Розовая дама. Она представляется бывшей чемпионкой Европы по вольной американской борьбе, хотя на самом деле, скорее всего, – главный психолог этой клиники. Розовая дама внушает Оскару мужество, рассказывая о своих прошлых боях – истории эти, надо сказать, на взрослый слух довольно однообразны и кровавы, однако детское сознание видит в спортивных коллизиях азарт, героизм, стойкость.

         Но самое главное то, что именно Розовая дама внушает Оскару мысль о Боге: который невидим и всеведущ, безмерно страдающий, но высок духом, который дал человеку земную жизнь как некое начало, неотделимое от последующего «засмертного» продолжения. И мальчик начинает писать Богу письма, в которых рассказывает о всех больничных событиях, пропущенных через его детскую душу и оттого ставших какой-то странной смесью легкой фантазии ребенка и рассудочной наблюдательности старика.

         Жить Оскару остается двенадцать дней, и он знает об этом. Розовая дама предлагает ему считать каждый день за десятилетие и так прожить долгую человеческую жизнь, со всеми ее приметами, радостями и огорчениями. И дальше начинается духовный путь ребенка, взрослеющего с каждым часом. Перед зрителем разворачивается картина, в которой мужество соседствует с наивностью, зрелость ума – с хрупкостью слабого, умирающего детского тела.

         В целом весь «нерв» спектакля держится на фигуре Оскара, в блестящем исполнении заслуженной артистки Татарстана Елены Крайней. Все остальные, в том числе и Розовая Дама, как уже говорилось, герои «функциональные». Так – по пьесе, но так – и по актерскому мастерству. Многие мизансцены спектакля похожи на номера капустника, иные – досадно «засахарены» приподнятостью игровой интонации. Впрочем, духовное движение сюжета всем этим не разрушается, но и не усиливается.

         Этот «спектакль в письмах» – зримое свидетельство уходящего в начале ХХI века христианского гуманизма европейской цивилизации. Нам близки страдания юного героя и его крепнущая доверительность по отношению к невидимому и неосязаемому Богу.

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ. Газета «Коммуна», №157 13.10.05г.

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты



Hosted by uCoz