Двадцать шестой творческий сезон...

Двадцать шестой творческий сезон в театре "Свободное пространство" отмечен несомненными удачами. Блистательное начало прошедшей осенью премьерами "Из жизни насекомых" по К.Чапеку и "Доктора" по А.Чехову и не менее достойное завершение весенними спектаклями "Раба своего возлюбленного" по Лопе де Вега (режиссер - заслуженный деятель искусств России Александр Михайлов) и "Очень простая история" по пьесе молодого драматурга Марии Ладо -- режиссерский дебют Натальи Черных, дипломницы Санкт-Петербургской академии театрального искусства, мастерская лауреата Госпремии России Геннадия Тростянецкого.

В "Рабе своего возлюбленного" возвышенные чувства героев, их драматические переживания органично уживаются со стихией карнавальных шуток, самыми разными комедийно- гротесковыми ситуациями. Но оформление спектакля весьма аскетично. На площадке растянуто несколько занавесей цвета пляжного песка, на фоне небесно голубого задника - символы солнечной Испании. Это позволило сосредоточить зрительское внимание на исполнителях, которые создали в зале по настоящему праздничную атмосферу. В начале первого акта актеры даже пригласили на подмостки юных зрительниц, чтобы они вместе с героями спектакля потанцевали на сцене, что вызвало не только добрый смех, но и усилило сопричастность публики к происходящим событиям.

Зрители искренне откликнулись. Душевный контакт с аудиторией не терялся до самого финала. Но наибольший отклик вызвали романтические чувства главной героини Елены (заслуженная артистка России Елена Шигапова) и ее возлюбленного Дона Хуана (Сергей Горбачев). Невысокого роста, худенькая исполнительница, кажется, абсолютно не соответствовала образу волевой испанки. Но в этом и прелесть роли. За свою любовь борется внешне хрупкое, но сильное духом существо, покоряющее сердце своего избранника. Именно такая героиня и способна "продать" себя в рабство к отцу любимого человека. Творческий диапазон Елены Шигаповой широк. Она органично существует как в сценах, насыщенных высоким поэтическим драматизмом, так и комических, где испанская дворянка выдает себя за восточную рабыню. Актриса замечательно поет, обладает хорошими пластическими способностями, проносит через всю роль трепетные, исповедальные чувства.

Постановщику удалось собрать достаточно органичный актерский ансамбль, где дополняя друг друга создают запоминающиеся образы классической драматургии темпераментный и насыщенный юмором Валерий Лагоша (папаша Фернандо), неутомимый, будто бы летающий по сцене, легкий, как утренний ветерок, Николай Рожков (дон Педро), юный и романтичный Сергей Горбачев в роли дон Хуана, забавный в своих стремлениях стать элегантным дон Риккардо у артиста Михаила Артемьева, будто бы сошедшая со средневекового полотна красавица Иветта Захарова (Серафина). Спектакль изобилует удачными режиссерскими находками, такими, например, как выведенная на сцену креолка, возлюбленная дона Фернандо, скончавшаяся мать его любимого сына. Студентка Орловского института культуры и искусств (мастерская Александра Михайлова) Алена Кивайло в ярком карнавальном бразильском костюме эффектно танцует зажигательный танец, благодаря которому мы понимаем, что "сухарь" Фернандо когда-то тоже пережил страстные чувства к красивой, наполненной солнцем и радостью женщине.

Кстати, в спектакле танцевальных сцен немало. Они не иллюстрируют режиссерские приемы, а образно проявляют драматургию Лопе де Вега и происходящие с героями события. Над постановкой зажигательных испанских танцев успешно потрудился много лет сотрудничающий с театром балетмейстер, заслуженный артист Украины Олег Николаев.

Стремление и близко не подпускать к сцене унылый бытовизм, возвышенность помыслов ощущается и в самом интересном спектакле "Свободного пространства" по пьесе "Очень простая история". На сцене выстроена декорация деревенского сарая. В нем живут человеческой жизнью Корова, Лошадь, Собака, Петух и Свинья. Пьют чай, читают газеты, слушают радио. И по человечески переживают то, как развиваются взаимоотношения влюбленной пары - дочки богатого крестьянина (Светлана Нарышкина) и сына нищего соседа Алексея (Станислав Иванов). Люди частенько забегают в сарай выяснять взаимоотношения, в том числе и Сосед, обаятельный пьяница, добряк и гармонист (образ этот на грани гротеска и лирики, один из самых лучших в спектакле, создал артист Игорь Мосюк).

Кажется, чему здесь особо удивляться и переживать? Ситуация деревенских "Ромео и Джульетты" привычна и узнаваема. Но начинающему режиссеру удалось возродить на сцене такую атмосферу, которая напитала исполнителей духом доброты, любви, бытовых неприязней, надежд, разочарований, веры… Аллегорические фантазии и реальность сплетены воедино. Это придает спектаклю особую интонацию, благодаря которой все персонажи ощущаются частицами единой Мировой Души, когда перетекают (от людей в животных и обратно) их общие боль, беда, радость. Лошадь - натруженная "дама" в военных галифе, кожанке, с красной косынкой на голове, с вечной сигаретой в зубах (заслуженная артистка России Нона Исаева), сочувствует неудачнику Соседу. Нежно покусывая его за ухо, внимательно слушает трагическую исповедь Соседа о коняге-самоубийце. Эта, а также другая сцена, где Лошадь подставляет свою грудь под так и не вылетевшую из ружья пулю Соседа, зажмурившись и плача молчаливыми слезами - одни из самых трогательных в спектакле. Наполнена любовью к своему хозяину (и палачу) Павлу Свинья (эту роль проникновенно играют в двух составах заслуженная артистка Татарстана Елена Крайняя и заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова). Вот Павел уводит любящую его Свинью на убой. Сцена окрашивается в бордовые цвета заката. Свинья и Павел, взявшись за руки, как влюбленные, под пронзительно лиричную музыку медленно идут вглубь сцены. И вдруг - предсмертный крик Свиньи. А затем по радиотрансляции звучит краткий монолог: "Хозяин, хозяин, я тебя так любила, а ты меня убил шилом в сердце. Неужели не мог попросить кого-то другого?" В начале второго действия Душа Свиньи (уже в "ангельском" облике - белом костюме) спускается с колосников на сцену, чтобы ее увидели и услышали не только животные, друзья и соседи по хлеву, но и Сосед, полупьяный, но не утративший чуткой души человек. Оригинален и образ Петуха, этакой "человекоптицы" (в двух составах артисты Олег Семичев и Дмитрий Зайцев). У опытного актера Олега Семичева Петух выглядит смешным и трогательным "публичным политиком", автоматически повторяющим услышанные по радио "лозунги дня". У молодого артиста Дмитрия Зайцева одетый в ярко-красный костюм Петух - юный рэппер, с репертуаром расхожих попсовых песенок типа "Я беременная, это временное". Крепкий хозяин подворья Павел (Михаил Артемьев), добродетельная Корова (Ирина Агейкина), оптимистично настроенный Пес (Андрей Кураков), заботливая мама (Галина Ласкина) - все персонажи спектакля воплощают притчу о любви и жертвенности, с ее мотивами реальной повседневности и ирреального, не покидающего нас с вами ни на минуту "потустороннего" мира. В таком же духе решен и финал. На одинокой качеле (больше на сцене ничего нет) бывшие "недруги", Павел и Душа Соседа (скончался, чтобы стать "ангелом-хранителем" своей внучки) мирно распивают бутылку самогона, того самого, который Сосед потихоньку воровал у Павла и поют песни под аккомпанемент Павловой гармони, у которой, как и у погибшей Свиньи, отрастают ангельские крылья.

Вот такая сложная и многослойная "Очень простая история" вышла в свет, благодаря творческому содружеству трех талантливых женщин: драматурга Марии Ладо, режиссера Натальи Черных, художницы-сценографа Ольги Фарафоновой, которые сумели "заразить" своим замыслом труппу театра "Свободное пространство" и вызвать у зрителей искренние слезы и смех, тот самый момент сопереживания, когда зал и артисты на сцене живут единым дыханием и общими эмоциями. Увы, не каждый театр достигает такого благословенного единства. "Свободному пространству" пока что это удается, потому что здесь не боятся экспериментов, а также доверяют дебютантам сложные постановки, чего не делают сегодня многие театры России (о чем и шел разговор на недавней Всероссийской режиссерской конференции). Здесь с 1987 года, момента, когда Александр Михайлов возглавил театр, художественное руководство и артисты продолжают удерживать удачно избранное ими направление романтико-поэтического, музыкально-пластического театра, в котором драма и комедия, фантазии и реальности, музыка, танцы, стихи, проза классической и современной драматургии востребованы зрительской аудиторией.

Виктор Евграфов
http://stdrf.ru/rus/lib/strastnoy/1-61-2003.html?p

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz