Светлая магия "Чир Чайаана"

Артистов орловского театра "Свободное пространство" вроде бы уже никаким театральным фестивалем не удивишь. Где они только не были. Даже загранпоездки сразу не перечислишь. Однако из Хакасии, где в начале августа состоялся II международный эколого-этнический фестиваль "Чир Чайаан", наши артисты вернулись с массой ярких впечатлений, и все как один говорят: "Такого мы еще никогда не видели". Как сказал актер Валерий Лагоша, так далеко в глубь родной страны они еще не забирались.

Мероприятие по своей задумке было весьма оригинальным. "Чир Чайаан" в переводе с хакасского означает "дух земли". "Театр и экология - две вещи не очень-то совместные", - скажет кто-нибудь и будет не прав. Есть, слава Богу, земли в нашей стране, где "экология души" является не пустозвонным словоизобретением, а естественным, наполненным состоянием.

Республика Хакасия богата удивительной природой и многочисленными памятниками исторического прошлого. Посему уникальный фестиваль, инициированный Абаканским театром "Сказка" (орловские зрители помнят этот самобытный, талантливый театр по фестивалю "Золотая Маска", проходившему не так давно в Орле), гармонично соединил в себе столь актуальные сегодня идеи экологии и этнографии.

Об этом говорил на торжественном открытии фестиваля Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь. Однако официальные лица выступали не первым номером, как это часто у нас водится, а после того, как мероприятие напутствовала Мать-Волчица, шаманка.

- Это был красивый, завораживающий обряд, - рассказывает актриса театра "Свободное пространство" Елена Шигапова. - Участникам фестиваля были даны голубые, красные и черные ленточки. Черные, как символ зла, были сожжены на разведенном посреди площади костре, а цветные мы оставили на ветвях березы, загадав желания. Однако нас предупредили, что желания должны быть не материальной направленности, а духовной.

Первые три дня фестиваль проходил в г. Абакане - столице республики, последующие три дня - на природе. В фестивале приняли участие театры из Омска, Красноярска, Братска, из республик (Тыва, Коми), а также зарубежные - из Чехии, Турции, Египта, Венгрии и других стран.

- Необычная тема фестиваля сама произвела отбор участников, случайных здесь не было, - сказал художественный руководитель "Свободного пространства" А.А. Михайлов.

Орловцы возили в Хакасию спектакль "Белый Клык", который очень понравился зрителям своей пластикой, музыкальностью, глубиной замысла, оригинальными костюмами. Кстати, именно масочные костюмы "Клыка" стали решающим поводом для приглашения "Свободного пространства" на фестиваль, который, по сути, был фестивалем кукольных театров. Ну и, конечно, тема единства и противостояния человека и природы в спектакле оптимально соответствовала теме мероприятия.

Что запомнилось нашим артистам? Теплейший прием, ощущение, что весь город радуется фестивалю и вовлечен в него: везде были люди в футболках или банданах с эмблемой фестиваля. Запомнилось десятичасовое плавание на катерах по Енисею. Катера причаливали в живописных местечках, которые поражали путешественников спокойным величием гор, чистотой водоемов. На глаза никому не попалось ни одной плывущей бутылки. Кстати, сам город Абакан - тоже очень чистый. Видимо, у хакасцев, в отличие от нас, нет привычки устраивать помойки на каждом шагу.

Природа, однако, преподносила сюрпризы не только "аховые", но и "оховые". Климат тех мест весьма своеобразный.

- В течение дня погода менялась много раз, и так резко и стремительно,- рассказывает Валерий Лагоша, - однажды днем было +35 С, а ночью - -2 С и пошел снег. Девчонки поначалу были в ужасе.

И все же капризы природы не помешали путешественникам влюбиться в те благословенные края. - Здесь происходит мощное душевное очищение, - говорит Елена Шигапова, - ты вдруг ощущаешь себя совсем крошечным и твои проблемы становятся такими же.

Я ее очень хорошо понимаю. Точно такое же чувство я испытала на Алтае. Ты словно заряжаешься, наполняешься космосом, предварительно избавившись от накопившейся в тебе суеты.

И дело тут не только в большой удаленности от нашего, увы, гнилого центра, а в том, что здешние люди идут по более правильному пути: они не столь оторваны от природы, как мы.

Кстати, о людях. Одна маленькая, но красноречивая деталь. Наших ребят поразила культура и простота в общении тамошних богачей - спонсоров фестиваля. Владелец солидного ночного клуба, например, оказался "простым, нормальным парнем" - веселым и радушным. А у нас ведь зачастую кто-нибудь полмагазина купит и ходит... Если бы только "нахальный, как матрос", а то смесь бандюка с индюком - тупой и презрительно-надутый.

Что еще запомнилось орловцам? Поездка на Саяно-Шушенскую ГЭС, на водохранилище, со дна которого брали великолепный белый мрамор для строительства Храма Христа Спасителя в Москве... Театральные критики, сидящие на лавочке и созерцающие таежный закат...

Вот мы, наконец, и подобрались к театру как таковому. Любой фестиваль дает мощный творческий импульс, поскольку является местом встречи разных стилей, подходов, почерков (истина всегда где-то рядом). Каждый участник обязательно чему-то учится, совершает некий внутренний прорыв. А изолированность, варение в собственном соку - вещь для творчества и творческого человека губительная. Последствие? В лучшем случае - застой.

Хочется пожелать "Свободному пространству" много фестивалей, гастролей и шикарных премьер. Наверняка после поездки в Хакасию в театре родится что-нибудь очень светлое, очень доброе и глубоко философское, ведь ничто не проходит бесследно.

Анжела САЗОНОВА.

"Орловская правда" 25 августа 2004 года

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz