История о прекрасной леди и ужасном джентльмене

Когда появилась пьеса Бернарда Шоу "Пигмалион", некоторые поговаривали, что автор украл сюжет у некоего Смоллетта, который в "Приключениях Перигрина Пикля" поведал историю о джентльмене, подобравшем молоденькую нищенку и вознамерившемся сделать из нее настоящую леди. Однако выученная хорошим манерам и выведенная в свет девица однажды срывается на отборную площадную ругань, заметив, как жульничает в карточной игре одна светская почтенная дама... Тем не менее имя Смоллетта мало кому известно, а имя Шоу знают во всем мире самые отъявленные неучи. И именно пьеса "Пигмалион" легла в основу мюзикла "Моя прекрасная леди" - одного из самых популярных в мире. И вот мюзиклом "Моя прекрасная леди" (Ф. Лоу, А. Лернер) открыл свой очередной сезон орловский театр "Свободное пространство".

Режиссер спектакля москвич А.И. Каневский на вопрос, почему театру была предложена эта история, сказал: "Во-первых, театр "Свободное пространство" известен тем, что он довольно часто общается с музыкальной драматургией. Во-вторых, что может быть интереснее темы взаимоотношений мужчины и женщины - самой главной в мире искусства и в жизни вообще".

Однако не спешите предвкушать очередную любовную историю со сладеньким "хеппи-эндом". История Элизы Дулиттл не очень похожа на сказку о Золушке и на волшебное превращение из гусеницы в бабочку. Превращение происходило медленно и тяжело, а профессор Хиггинс не смотрел на свое создание обожающим взглядом, каким смотрел на свою драгоценную Галатею мифологический Пигмалион. Хиггинсом руководили честолюбие и азарт творца. Во всяком случае именно таким - упрямым, хладнокровным и жестоковатым - изобразил своего героя актер М. Артемьев. И вообще его ужасный джентльмен порой вел себя не очень-то по-джентльменски.

Элиза в исполнении Е. Шигаповой эмоциональна и порывиста, и даже когда она становится леди, порой перебирает с эмоциями. А их отношения с профессором - это даже не "единство и борьба противоположностей", а настоящая "война миров". Но именно Элиза - самый теплый персонаж в спектакле и самый... одинокий.

Не случайно финал спектакля остается открытым, давая зрителю возможность домыслить, дофанта-зировать дальнейшее развитие отношений героев. Тут уж все будет зависеть от взгляда - театрального или жизненного. Все ведь понимают, что в жизни подобные истории заканчиваются, как правило, грустно.

И для нынешней России такие вот "сословные" игры вполне актуальны, ведь появляются новые социальные группы, новые классы. Правда, один забавный нюанс: у нас иная рыночная торговка говорит богаче и грамотнее, чем какой-нибудь косноязычный или вовсе тупой представитель новоиспеченной "знати". И если первая по-малороссийски "тыкает", то второй вместо "класть" будет вам упорно "ложить", а из столичных достопримечательностей предпочтет Третьяковке Макдональдс.

Ну да ладно, это всё - мысли, навеянные спектаклем, нужно поговорить и о нем как таковом. Несомненным достоинством этой работы являются музыкальность и пластичность (балетмейстер - О. Николаев, музыкальный руководитель - С. Курбатский). Не стоит ждать от драматической труппы каких-то запредельных вокальных совершенств. Создатели спектакля, думается, на это и не претендовали.

Писать о новорожденном спектакле - дело неблагодарное, ведь он еще будет расти, развиваться, становиться органичнее. Но есть такая упрямая вещь, как первое впечатление. И, увы, это первое впечатление не похоже на любовь с первого взгляда. Просто встретился на пути новый - немного странный, но вполне симпатичный - знакомый.

Анжела САЗОНОВА.

"Орловская правда" 06 октября 2004 № 180

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz