Экзамен по Островскому

Уже в июне зрители могли видеть открытые репетиции спектакля по пьесе А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Этот дипломный спектакль студентов актерского курса ОГИИК (руководитель А.А. Михайлов) в новом сезоне называется просто - "Мудрецы".

У студенческого спектакля своя, только ему свойственная аура. И малая сцена, на которой он идет, создает ощущение спектакля домашнего. К тому же сами актеры это ощущение развивают. Речь идет вовсе не о том, что уровень спектакля низок. Нет, здесь как раз наоборот. Зритель настолько эмоционально включен в происходящее на сцене действо, что чувствует себя соучастником происходящего. Уже только за эмоциональность, открытость и динамизм хочется сказать ребятам: "Браво!"

Одно из достоинств спектакля состоит в том, что авторский текст сохранен полностью от первого до последнего слова. Свою нравоописательную пьесу Островский создал почти полтора века назад. Но если посмотреть на нас сегодняшних - сильно ли мы изменились? Так ли уж часто вам говорят в лицо то, что думают? Наверное, нет, а если говорят - называют тех, кто на это решается, не иначе, как дураками. Герой пьесы стремится пробиться в люди, выйти в свет путем лести и обмана. И человек он действительно мудрый не по годам, раз способен всех и каждого обвести вокруг пальца. Гусара Курчаева от дядюшки отвадил, дядюшкино внимание на себя обратил, в доверие к нему вошел, жену его собою увлек, Крутицкому услужил - по душе пришелся, приживалок, слуг да Манефу-гадалку подкупил, чтоб Турусину, вдову богатую, обмануть и на приданом племянницы ее, Машеньки, жениться. Человек Глумов тонкий, каждый порок общества видит. Чтоб в душе всех гадостей не копить - дневничок завел, куда все мысли свои тайные заносит. Все просчитал Глумов, только случайность его подвела. Ему самому потихоньку на ноги становиться. Да сколько в канцелярских крысах просидишь? К тому же душонка у него подлая, черствая, под стать окружающим его людям.

Наверное, самая большая сложность спектакля, как для исполнителей, так и для зрителей заключается в том, что одну роль по очереди играют несколько человек. Например, Глумов в первом действии - это Сергей Пузырев, во втором-четвертом - Дмитрий Зайцев, в пятом - Алексей Карза. И как же нужно чувствовать, понимать друг друга, чтобы получился единый, цельный образ! Причем образ отнюдь не статичный. Если Сергей дает нам общее представление о герое, только намечает его характер, то Дмитрий показывает Глумова в расцвете его таланта льстеца и авантюриста (кстати, певческие способности актера заслуживают аплодисментов, и сцена с Крутицким решена замечательно: хотелось и подпевать, и смеяться вместе со всеми зрителями). У Алексея Глумов уже без своей маски. Герою нечего терять, и он может сказать открыто каждому правду. Безупречно отработана сама смена маски актером, и происходит она прямо на сцене, а не за кулисами. Зритель может видеть обмен костюмами и только удивляться моментальному переходу актера из одного образа в другой.

Очень здорово играет пожилого Крутицкого Алексей Кондрахов. И намека нет на то, что под маской - молодой человек. Вы видите самого настоящего старика! Даже взгляд из-под полей шляпы по-старчески замутнен. Однако старик не так стар, как может показаться. До прекрасных дам еще очень даже охоч. Какие ему трактаты-прожекты! Вот здесь я бы на месте актера красок чуть поубавила: как-то пошловато выходит... Очень точно, одной деталью показан характер Крутицкого: как паразит, он готов вцепиться в любого, пока не получит своего.

Софья Игнатьевна Турусина в исполнении Евгении Поляковой - женщина нервная, юность свою проведшая бурно, а теперь замаливающая былые грешки. Как мне показалось, поначалу в голосе девушки явно не хватает ноток уверенности, властности даже в разговорах со слугой (все-таки она барыня). Но к финалу образ, созданный Евгенией, ни в чем не уступает остальным.

Несомненно удачно подобрано музыкальное сопровождение спектакля. Эта заводная мелодия вихрем врывается в действие и несет с собой разные перевороты. Долго еще этот мотив будет крутиться в голове зрителя, возвращающегося домой после представления.

Юлия СУЧКОВА

"Орловский вестник" № 43 от 21 октября 2004

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz