Под знаком "Белого Клыка"

Начало театрального года в "Свободном пространстве" совпало с юбилеем одного из сценических "старожилов": спектаклю "Белый Клык" по одноименному произведению Джека Лондона исполнилось 10 лет. Для постановки в молодежном театре это очень солидный возраст, но, несмотря на это, спектакль по-прежнему остается в репертуаре театра. Он не искусственно заполняет собой строчку афиши для "поддержания" репертуарного списка, а органично вписывается в повседневную работу театра, потому что, как и 10 лет назад, пользуется успехом у молодых, пожилых и совсем юных зрителей, обожающих замечательные рассказы и повести Д. Лондона и только приобщающихся к армии его поклонников. Как заметил по этому поводу художественный руководитель театра А. Михайлов, очень повезло тем, кто только начинает знакомство с писателем: у них впереди радость открытия и узнавания, потому что после спектакля они непременно захотят "полистать книгу Белого Безмолвия".

Совершенно необычна история создания "Белого Клыка".

Однажды, когда "Свободное пространство" показывало на фестивале в США свой спектакль "Рики-Тики-Тави", орловские артисты задумались, что бы такое из американских сюжетов поставить на сцене своего театра и показать новым американским друзьям? И чтобы это было одинаково близко и нашему, и американскому зрителю... Вспомнили о "Белом Клыке", и, окрыленные идеей постановки, заспешили в Орел, чтобы поскорее приняться за работу.

К удивлению постановщиков спектакля, оказалось, что Джек Лондон с его мужественными героями, романтикой Севера и потрясающими по точности описаниями повадок зверей - их общая любовь. Им зачитывались в детстве, к нему возвращались, став взрослыми.

Спектакль был создан очень быстро. Александр Михайлов написал либретто, композитор Борис Киселев - музыку, живую, свежую, кружащуюся, как метель, и скользящую, как полозья саней упряжки по бесконечной ледяной пустыне.

Захотелось не просто рассказать зрителям истории маленького, а потом взрослого полуволчонка-полусобаки, а показать на примере его судьбы отношения Природы и Человека, далеко не всегда простые и однозначные: с любовью, ненавистью, жестокостью, предательством, преданностью.

Остановились на пластическом решении, где языком притчи, музыки, движения, танца говорит само откровение "квартеронца" собачьей породы... Режиссером по пластике и постановке боев стал Андрей Щукин, а балетмейстером-постановщиком Олег Николаев.

Премьера спектакля состоялась в октябре 1994 года в Калифорнии, на родине Джека Лондона. Спектакль шел на английском языке. Успех был потрясающий.

С тех пор "Белый Клык" побывал во многих городах и странах и научился говорить на многих языках. В Испании его играли по-испански, но и без слов он, наверное, был бы понятен всем: язык музыки и танца не нуждается в переводе.

В процессе работы над спектаклем выросло несколько поколений артистов. В день юбилея "Белого Клыка" на сцену "Свободного пространства" вышли, сменяя друг друга, его первые исполнители Галина Ласкина и Алексей Бояджи, нынешний состав из девяти актеров и юная актерская смена - Юлия Головина в роли маленького Белого Клыка.

...Зал аплодировал долго и стоя. Любимый для многих орловцев спектакль с "возрастом" приобрел особую новизну и шарм до блеска отточенной игры, но его герои остались эталоном порядочности, верности и милосердия, которых так не хватает в наше прагматичное время.

В праздничной суматохе корреспонденту "ПР" удалось задать несколько вопросов балетмейстеру спектакля Олегу Николаеву.

- Олег Викторович, кто же вы на самом деле? Вас называют свободным художником, московским балетмейстером, учеником Владимира Васильева, заслуженным артистом Украины... В Саратове говорят: "Он наш!", а у меня такое ощущение, что вы живете и работаете в Орле...

- Оно вас не подводит! Все верно, у меня даже прописка орловская. В Орле я отогреваюсь душой, потому что здесь мой любимый театр, любимые актеры. Я готов приезжать сюда по первому зову Александра Михайлова, если есть хотя бы маленькая дырочка в моем рабочем расписании... В "Свободном пространстве" мы сделали не менее семи спектаклей, а год назад состоялась премьера мюзикла "Иисус". В моей постановке, с моей режиссурой.

- Названия ваших орловских спектаклей?

- "Одинокий блюз", "Вестсайдская история", "Песня о Бумбараше", "В ожидании чуда", "Из жизни насекомых", "Раба своего возлюбленного", "Белый Клык"... Ради него, собственно, я сейчас и приехал, чтобы вместе с орловскими актерами и зрителями отметить его десятилетний юбилей на сцене "Свободного пространства".

- Вы такой загорелый, будто с отдыха на море к нам пожаловали.

- Нет, с Волги... И не с отдыха - ставил спектакль в саратовском театре... Работал и рыбачил. Саратов - мой родной город, я там родился и вырос, учился в хореографическом училище и танцевал в театре имени Чернышевского. А еще этим летом работал в Казани, в знаменитом Камаловском театре. И тоже над новым спектаклем. По-русски он называется "Я тебя найду". Казанские журналисты в шутку окрестили нас творческой группой "со стороны", что сейчас даже для очень известных театров, в общем-то, не редкость... Режиссер Исраилов - из Оренбурга, художник Еникеев - из Москвы, Шамсутдинов - татарский композитор, и я.

- И вот новая встреча с "Белым Клыком"... 10 лет не сходит он со сцены "Свободного пространства", что в наше время, согласитесь, необычно для произведения классической литературы, и тем более не характерно для молодежного театра. Почему, на ваш взгляд, у спектакля столь завидная судьба и удивительное долголетие?

- "Белый Клык" - одна из самых моих удачных работ. Я считаю, что подобных удач у меня по жизни не так уж много. А произошло это благодаря Андрею Щукину, который увидел решение своей режиссерской задачи в пластике. Мне сразу стало понятно, что это должен быть за спектакль и как его ставить... Все сложилось легко, свободно, любовно и в кайф. Так спектакль и получился, потому что все, как и я, работали над ним с удовольствием и даже с каким-то упоением и восторгом. Видимо, поэтому он мне до сих пор и нравится. Кстати, "БК" (читай "Белый Клык") для меня, как и для театра, знаковый спектакль, и я ничуть не удивляюсь, что он живет так долго.

- Неужели ни разу вам не захотелось ничего в нем переделать?

- Иногда на следующее утро я могу прийти посмотреть на свою вчерашнюю постановку и сказать: "О господи! Зачем я это сделал?", а с "БК" происходит так, что все 10 лет я вместе со зрителями смотрю этот спектакль и 10 лет подряд говорю сам себе: "Молодец!" и при этом глажу себя по голове - хорошо мы все вместе поработали.

- Наверное, нелегко вам, профессиональному балетмейстеру работать с драматическими актерами... Не возникало ли иногда желание шлепнуть по какой-нибудь мягкой части тела самого непонятливого и неповоротливого актера и самому стать на его место?

- Смотря с какими! Например, в театре Российской Армии - да! Трудно ужасно! До такой степени, что я не хочу туда ехать, не хочу с ними работать...

- А что вы там ставите?

- Мюзикл о Дон-Кихоте, "Человек из Ламанча"... Есть театры, в которых вообще не хотелось бы работать. А в Орле - и любимый театр, и актеры - супер! Так что актер актеру - рознь, и театр театру - тоже. С актерами из "Свободного пространства" подобного желания никогда не возникало: они-то тоже хотят сделать хороший спектакль, как и я! Чтобы это получилось, желание должно быть обоюдным: я должен хотеть дать им то, что знаю и умею сам, они же должны хотеть взять у меня это. Когда нет этой второй половины творческого сотрудничества, возникает желание хлопнуть по той самой части тела и натянутые нервы срываются до крика: "Ну, что вы можете? Правая нога, кстати, с той стороны тела, с которой вы держите ложку..." А если у ребят горящие глаза, работа им в радость и они хотят все сделать в лучшем виде - все получится!

- И что же, актеры "Свободного пространства" настолько хорошо владеют искусством танца, что ни о каких скидках вас как хореографа не просят?

- Если я чувствую, что какие-то вещи им сделать невозможно, я упрощу какие-то элементы, но не потому, что не верю в их силы, а потому, что понимаю - перестарался! Это, правда, случается редко. Обычно все "навороты", которые я для них придумываю, делаются без всякой скидки на то, что они драматические актеры, а не солисты театра оперы и балета. Во всяком случае, так, как в этом театре, я не ставлю нигде. Здесь будут добиваться, еще и еще репетировать, достигать - и в итоге все равно свое возьмут.

- Олег Викторович, 10 лет прошло со дня премьеры, а если сегодня вы поймете, что в нем надо что-то изменить?..

-Честно скажу, я не любитель переделок: мой опыт подсказывает, что ничего хорошего из этого не получается, улучшения не происходит. Я - человек верующий и считаю, что это не я ставлю спектакль, а так подсказано мне свыше. Я только проводник "тех" идей... Вот если бы сейчас вы у меня спросили, как я ставлю спектакль, я бы ответил: "Ах, если бы я сам это знал!" Все, что происходит в механизме постановки спектакля, - интуитивно.

На сегодняшнем уровне моего интеллекта, понимания ситуации мне дано вот столько, а потом, через месяц или два, когда я начинаю видеть какие-то неточности, недочеты и пытаюсь их переделать или устранить, в спектакле убивается что-то главное, то, что было дано тогда, в момент первой его постановки. Выходит, или хорошо я "наработаю" и подписываюсь под спектаклем, как под "БК", каждый из десяти сезонов, говоря себе: это хорошая работа, спасибо тебе. Господи, или это плохая работа... И переделывай, не переделывай толку не будет - ну, не дано было создать сразу, так не нужно и пытаться. Тогда я просто все перечеркиваю и приступаю к другой работе, свято веря, что первое ощущение - то, которое на уровне интуиции, - всегда самое верное. Есть даже такое слово "наитие"... Оно дано сверху и лучше этого не сделаешь.

Ирина КОЗЛОВА

"Просторы России" № 43 от 03 ноября 2004

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz