Про бездушную душу и сон разума

Почему многие так любят ходить в лес по грибы или с азартом одержимых ползают среди травы, чтобы набрать маленькую баночку земляники? Именно потому, что ее надо искать. Именно поэтому так скоро и охладевают самые пылкие влюбленные, когда на смену свиданиям под часами приходит ежедневное и еженощное наблюдение избранника в обрамлении быта. Мир полон тайн - это знают все. Но те же самые "все" страшно не любят тех, кто срывает завесу с восхитительного Непознанного, лишая нас легкого головокружения и холодка под ложечкой в предчувствии личного прикосновения к тайне. "Я сам! Не надо разжевывать! Я уже большой!" так и хочется воскликнуть на спектакле, поставленном в театре "Свободное пространство" по сказке Оскара Уайльда "Рыбак и его душа ". Почему, почему, почему? Почему театр, который так любишь и в котором довольно часто находишь пищу для мысли, позволяет себе настолько опустить собственную планку и не заметить этого?

У меня было ощущение, что я попала не на самое удачное представление в честь Нептуна из тех, которые устраивают в детских лагерях. Вся атрибутика налицо. Гигантские медузы колышутся. Колышутся и руки возлюбленных, которым, видимо, больше нечем заняться на дне морском. Морские девы неизвестно зачем время от времени работают передвижной декорацией. Ведьмы в турецких шапочках машут восточными покрывалами. Полный внешней и внутренней статики Рыбак (С. Горбачев) путается в ремнях а-ля Древняя Греция и шароварах а-ля рiдна Вкраiна. Терзается Душа (М. Рыжикова), своим одеянием вызывающая ассоциации с Маленьким Муком. Страстная поскакушка Ведьма (Е. Шигапова) служит Люциферу (Д. Зайцев), а души почему-то лишать боится… Откуда столько несуразиц? Или это не для средних умов?

Сразу оговорюсь, что данная статья - лишь частное мнение человека, который в свое время изучал биографию и произведения Оскара Уайльда на английском языке. Только погрузившись в детали, в особенности его жизни, можно понять, что к чему. И даже признать, насколько эклектика угадана режиссером.

Оскар Фингел О'Флагерти Уиллс Уайльд (1854-1900) замечателен не только тем, что был оригинальным и интересным писателем, но и скандальной славой, трагической судьбой. Он стал символом декаданса, отстаивая лозунг "Искусство ради искусства". Отрицая пуританские нравы Англии, он одним из первых в свое время начал чуть ли не афишировать в свете свои гомосексуальные предпочтения.

Свое презрение к общепринятым моральным нормам Уайльд выражал в форме парадоксальных афоризмов. "Милосердие порождает зло... Существование совести есть признак нашего несовершенного развития... Самопожертвование - пережиток самоистязания дикарей... Добродетель! Кто знает, что такое добродетель?.. Никто!", Преступление никогда не бывает вульгарным, но вульгарность - всегда преступление". Начав с освобождения художника от этических норм, с оправдания его индивидуализма, Уайльд приходит к проповеди аморализма.

Его отец был известным хирургом, в свободное от работы время увлекавшимся археологией. Мать собирала народный фольклор и писала стихи. С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд посещал Королевскую порторскую школу в Эннискиллене, а после этого продолжил образование сначала в Три-нити-колледж, в Дублине, а затем в Колледже Святой Магдалины в Оксфорде, который окончил с отличием в 1878 году. В Оксфорде Уайльд имел репутацию не только эстета и денди, давая повод для обсуждений всему колледжу его причудливо декорированных комнат и колких острот, но и серьезного исследователя классической литера туры и талантливого поэта.

Свой медовый месяц он провел в Париже в 1884 году, когда женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья, но семейному счастью не суждено было быть долгим. В 1886 годах Уайльд познакомился с семнадцатилетним студентом Оксфорда Робертом Россом и увлекся им.

Десять лет двойной жизни с многочисленными партнерами не прошли даром. По обвинению в совращении юношей он был осужден. Суд над ним состоялся в 1895 году. Уайльд защищался остроумно и блистательно, но все было напрасно. Когда суд присяжных отказался вынести приговор по этому делу, судья назначил новый процесс, и 25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ - это было максимально возможное наказание по этой статье обвинения.

В мае 1897 года Уайльд был выпущен из Редингской тюрьмы. Не имея средств к существованию, с подорванным здоровьем, он уехал из Англии во Францию. 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет Оскар Уайльд умер на чужбине, в Париже.

"Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл - в искусстве", - с убежденностью пророка утверждал Оскар Уайльд, глава английских эстетов. И вот, увлекаясь формой порой во вред содержанию, он провозглашает: "Подлинная цель искусства - это ложь, передача красивых небылиц". В искусстве он больше всего ценит искусственность, реализм для него абсолютно неприемлем. Вот именно эти направления - ложь и искусственность - в спектакле получили наиболее яркое воплощение, соответствуют духу автора.

Его литературный стиль подчинен страсти, эстетической пресыщенности, он получает наслаждение даже просто от перечисления красивостей. Так, в сказке "Рыбак и его душа" мы читаем: "Там были опалы и сапфиры, опалы в хрустальных чашах, а сапфиры в чашах из ясписа. Крупные зеленые изумруды были разложены рядами на тонких блюдах из слоновой кости, а в углу были шелковые тюки, набитые бирюзой и бериллами. Рога из слоновой кости были полны до краев пурпуровыми аметистами, а рога из меди - халцедонами".

Пусть придуманность, пусть! Но куда-то из текстов действующих лиц испарилась, как туман над утренним морем, несомненная красота слога автора. Под незатейливым флером тривиальности оказались и диалоги, и тексты песен, тоже вызывающие недоумение: может, Рыбак по доброй воле расстался не столько с Душой, сколько с Разумом?

Ах, юность, юность! Услышь слово Мудрости, которая вещает о том, чтобы думать прежде, чем сделаешь! Иначе тебя будет ожидать то, в чем в своих письмах признавался Оскар Уайльд: "Трагедия моя в том, что я был остановлен в росте и принужден влачиться по замкнутому кругу своей личности".

Результатом такой остановки и явились тщетные попытки разобраться с самим собой, простенькая шизофреническая ("шизофрения" с греческого переводится как "расщепление ума") сказка. Весьма вероятно, что автор желал снять с себя бремя вины, постоянно его терзавшей, за несоответствие общепринятой морали. "Я почитаю любовь между мужчинами за высшую ее разновидность, превознесенную философами, которые видели в ней отсвет идеальной любви, и художниками, которые прозревали в мужской фигуре черты духовного совершенства".

Снимая вину с себя, он перекладывает ее на общество. Да, это правда, что общество своими законами старается подвести всех под общий знаменатель, но в сказке звучит утверждение того, что именно от общения с людьми Душа становится настолько подлой. Среди людей, с подачи автора, конечно, не встречается тех, кто может научить хорошему, - красивых, честных, порядочных, творческих, щедрых, искренних... Или каждый в соответствии с известным принципом уподобления склонен видеть в других лишь то, что имеет внутри себя самого?

Однако, что это мы к душе пристали? А сам Рыбак-то что? Без сознания? Когда он воровал по наущению Души, бил ребенка, убивал гостеприимного хозяина, мозги были в отключке? Даже вопроса не задал? Нет, он ее спросил, но все-таки сделал, что велела. Ему, видимо, и самому нужно было через это пройти, нечего сваливать все на Душу. Он вел себя настолько примитивно, настолько типично для самого низкого уровня интеллектуального и морального развития, что вообще возникает вопрос: стоило ли это увековечивать? Сказка-то считается одной из самых слабых в арсенале произведений Уайльда... Ему приходилось и покруче сюжеты обставлять, и вдохновение черпать из разных источников, но чаще - непригодных для питья.

"Я видел безумных женщин, оборванных и опустившихся, которые молились луне, ожидая от нее избавления; я видел на угрюмых улицах пьяные драки с поножовщиной, видел тени, быстро перебегавшие в мерцании масляных фонарей. Я смотрел и ликовал. Грешники были отвратительны, грехи - великолепны. Но иногда я покидал ночные притоны со сладостным чувством успокоения и довольства. В такие минуты наивысшего физического удовлетворения в мозгу у меня рождались великолепные строки; я записывал их в блокнот и потом использовал в своих произведениях", - писал в дневнике Оскар Уайльд.

Наверное, этим и была навеяна "любовь" к прозрачно-призрачной длинноволосой Морской Деве (С. Нарышкина), три года приторными вздохами томившей бездушного Рыбака в плену вечного счастья. Что хорошего о любви к женщине мог придумать человек, не знавшей этой любви? К тому же очевидно, что на свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье. Хотя нет! Может! Это пара ножек танцовщицы, которая воспринимается ведьмой, поскольку ее играет все та же Елена Шигапова. Все женщины - ведьмы, понимаем мы, и только общаясь с лишенными души (у Девы ведь души тоже не наблюдается), можно более или менее существовать. И то если разум дремлет. А ведь сон разума, по словам Гойи, рождает чудовищ... В лице Рыбака и Девы Уайльд создал своей фантазией этакий Союз Бездушных и намекнул, что только эта категория может быть счастлива.

Да... Подумать надо... Понаблюдать. .. Вдруг и на самом деле все так и обстоит?

И что же теперь? Не затевать философский театр? Почему же нет? Только, может, выбирать философов покруче: на Уайльде свет клином не сошелся, хотя он часто и проводил самовозвышающие параллели между ним и Платоном с Сократом.

Дело-то в другом. Даже люди, не знающие биографии автора, всегда неосознанно получают определенный закадровый сгусток информации из того, как подано произведение, насколько оно оказалось созвучным режиссеру и актерам. Личность автора, его душа - это то, к чему мы вынужденно прикасаемся своей собственной душою, и на ней остаются следы. Если мы сильно стараемся, эти следы не окажутся темными пятнами.

Да, Маргарита Рыжикова старалась. Но разве усилиями одного человека всплывешь из бездны? Может, потому так классно звучит под фанеру на латыни самый звонкий из всех голосов этой пьесы - голос Люцифера? Это - его мир.

Не слушайте никого.

Сходите и посмотрите сами.

Это мы, читавшие Уайльда в подлиннике, просто читавшие его, занудничаем со своим многознанием. А на самом деле для детишек 7-12 лет спектакль окажется достаточно интересным хотя бы потому, что дома с ними об их душе в большинстве случаев никто не говорит. А делать это надо. Пусть даже в лоб. Вы же знаете, какие у нас, по утверждению некоторых "предков", подростки? Твердолобые. Не достучишься.

Только вот и другие встречаются. Дочка моей знакомой (13 лет), выросшая на Шекспире и фильмах Дзефирелли, со спектакля вышла чуть не плача: "Ну почему такой примитив?!"

Однако присутствует и иной момент, заставляющий все-таки впустить радость в сердце: час двадцать юные жители города наблюдали за приключениями чужой души, чтобы подумать о собственной. Пусть даже потом, в гардеробе, по контрасту с происходящим были слышны иные реплики. Юная студентка с горящим взором обращалась к подруге:

- Ну, что там, в последней-то серии "Клона"? А то я вчера на паре была, не успела!

В этом случае люди тоже расстаются с реальностью, позволяя грузить себя чужими программами, нескончаемым "мылом". Только происходит убийство собственной души и разума незаметно, исподволь. А ведь наше "я" принадлежит самому близкому существу на свете - нам самим. Почему мы себя так не любим? И себя, и других...

Возможно, осознание отсутствия любви дало Оскару Уайльду импульс для этих стихотворных строк (перевод В. Брюсова):

Ведь каждый,
кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью,
другой
Отравою похвал,
Коварным поцелуем - трус,
А смелый - наповал.

Один убил на склоне лет,
В расцвете сил - другой.
Кто властью золота душил,
Кто похотью слепой.
А милосердный пожалел:
Сразил своей рукой.

Кто слишком
преданно любил,
Кто быстро разлюбил,
Кто покупал, кто продавал,
Кто лгал, кто слезы лил,
Но ведь не каждый
принял смерть
За то, что он убил.

Рыбак принимает смерть за убийство и Девы, и собственной Души.

Только вот за что он отмечен сиянием нездешних белых цветов? Ведь белый цвет в европейской символике означает чистоту, непорочность, приближенность к божественному. Уайльд изо всех сил притягивал финал за уши, потому как сказка, потому как добро должно побеждать зло. Но награду Рыбак получает за что? За то, что от души отказался? За то, что совершал преступления? За то, что остался верен глупости? Да и верность ли это, если он все-таки променял любовь на резвые ножки?

Много вопросов, много. Вы скажете, что это значит только одно: спектакль задел. Вы правы. Но согласитесь: приятнее, если нас заденет стрела Амура высокого полета. Ведь есть, есть в истории имена влюбленных, мысли о судьбе которых делают нас лучше. Ведь так не хочется опускаться ниже ватерлинии, потонем же.

Людмила НАЗАРОВА.

"Поколение" 17 марта 2005

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz