Неоконченная пьеса для десятилетнего мальчика

. . . В окно, весело пританцовывая на ветру, заглядывала ветка цветущей черемухи, и, казалось, ее аромат вот-вот просочится сквозь плотно закрытые высокие рамы, сквозь стекла больничного бокса. Непоседливый весенний ветерок то забавлялся с обрывками бумаг, то раскачивал провода, то незримой рукою отбрасывал в сторону легкий белый воланчик, которым дети играли в бадминтон. Они смеялись, глядя, как волан, словно живой, меняет направление движения, и пытались его догнать, при этом сталкиваясь друг с другом и снова заливисто хохоча. Он смотрел на это из окна больничной палаты и понимал, что пока надолго лишен прежде простых и привычных, а теперь таких желанных радостей жизни.

Труднее всех в этой жизни детям. Им никак не понять, почему веселый и солнечный путь внезапно может оборваться или почему эта тяжелая болезнь, это испытание досталось именно тебе, маленькому и беспомощному.

И здесь так уместна помощь - не рыдания и сокрушение, а стойкость до последнего; не скорбное ожидание наихудших результатов, а по возможности качественное проживание каждого дня, минуты. И именно отношение взрослых - родителей, родственников - к сложившейся ситуации, составление ими уверенной программы "болезнь - лечение - выздоровление" позволяет сменить слабую позицию на сильную.

Но одной уверенности мало. Мы, взрослые, тоже бываем слабы духом. Где отыскать опору, в чем найти поддержку, чтобы потом уверенно и честно разговаривать с маленьким человеком, которого постигло несчастье? Какой силой если не разогнать, то хотя бы раздвинуть тучи на небосклоне его мыслей и ожиданий?

Спектакль театра "Свободное пространство" "Оскар и Розовая Дама" работает именно над таким преобразованием сознания человека, и актриса, сыгравшая роль смертельно больного ребенка, щедро дарует зрителям силу понимания и принятия всего происходящего.

О спектакле написано много, он стал событием для зрителей разных поколений. Потрясенные, люди в фойе встречаются глазами, ощущая себя соавторами писем Оскара.

Спектакль окончен.

Окончен?

Он продолжается в жизни, и каков будет его финал, зависит от нас.

Дело в том, что исполнительница роли Оскара, Елена КРАЙНЯЯ, человек сверхответственный в отношении того, что касается достоверности характера персонажа. Именно по этой причине, готовясь в свое время к роли слепо-глухо-немой девочки, она специально ездила в Загорск, в интернат, где общалась с двумя сестрами-близнецами, в детском возрасте вследствие серьезной инфекции утратившими и слух, и зрение, и дар речи. И это общение не только дало исключительный материал для спектакля, но и во многом повлияло на взгляды самой актрисы. Такие прикосновения бесследно не проходят.

- Я вообще очень эмоциональный человек, - говорит Лена, - если фильмы смотрю с трогательными сценами, мелодрамы, к примеру, так просто реву в голос.

"При печали лица сердце делается лучше", - писано в Притчах Соломоновых. Интересно, почему сердце ребенка не ожесточается, подобно нашему, а сохраняет трепетность восприятия жизни, умение радоваться? Возможно, потому что наши неуемные безразмерные претензии к миру, недовольство всем, что бы ни случилось, происходит от мысли, что именно мы - вершители собственной судьбы. А ребенок об этом не задумывается, он просто живет в полную силу. Даже в сложных обстоятельствах, когда, казалось бы, этому имеются препятствия.

До премьеры спектакля "Оскар и Розовая Дама" Елене не удалось встретиться с ребенком, который был бы в сходном с ее героем положении, потому что все дети уехали домой, на ремиссию.

И вот уже неоднократно отгремели аплодисменты в благодарность за пробуждение души, пролились слезы, прозвучали возгласы и удивления, и недоумения - было все. И вдруг... Наверное, какая-то незавершенность, сознание скрытого долга перед самой собой или еще какие-то неведомые нам причины привели Елену в детское отделение областной больницы, где жизнь подтвердила, продолжила сюжет пьесы Э. Шмитта.

Мальчика зовут Игорь. В апреле ему исполняется тоже десять лет (как и Оскару).

- Меня потрясло, что Игорек шутит так же, как и Оскар, по поводу отсутствия волос после химиотерапии. Как точно Шмитт показал это в пьесе, все просто списано с жизни!

Маленький знак внимания в виде киндер-сюрприза оказался гораздо более значимым, чем то бывает в обычных случаях. Шоколад съеден, игрушка, на пять минут привлекшая внимание, забыта. Это когда ты один. А когда крохотная машинка собирается тобою, десятилетним, вместе с женщиной сорока пяти лет, но тоже десяти летней, это уже таинство. Это почти амулет, который если взять в руки, сразу вспомнишь прозрачные пузырьки смеха в солнечном напитке общения.

- Я поняла, что мне судьба предоставила, кроме роли Оскара, еще и роль Розовой Дамы. На нашей первой встрече с Игорьком я читала ему сказку Андерсена, потом мы о многом разговаривали. Мы уже встречались три раза. Я бы никогда не подумала, что за такой короткий срок между нами может возникнуть сильная сердечная привязанность. Я очень надеюсь, что у него все будет хорошо.

- Несмотря на диагноз? - спрашиваю я.

- Просто я слышала, что были случаи, когда ребенок с таким же диагнозом, но прошедший полный курс лечения, выздоравливал. Мне кажется, и у нас все получится, главное - верить.

- Кстати, о вере. А вы с Игорем никогда не говорили о Боге?

- Нет, хотя он и исповедовался, и соборование прошел. Пока эта тема слишком деликатна.

- А тема спектакля? Мальчик его еще не видел?

- Пока нет. Но я думаю, что рано или поздно такой момент наступит, и мы сходим на спектакль. И снова будем разговаривать друг с другом - я со сцены, а он, мысленно, из зала.

Мне всегда казалось, что актер, особенно талантливый, тем и гениален, что берет собственную душу и лепит из ее податливого живого материала образы различных людей, их души. Елена Крайняя со мной не согласилась. Придется поверить профессионалу.

- Это не актер черпает из своей души ее содержимое и прилаживает к образу, а сам персонаж учит актера, преобразуя его. Главное - избежать "яканья", не подавлять своим "я" сути персонажа.

Я бы назвала это пластичностью души. Вы же понимаете, что все твердое и неповоротливое - мертво. Пока наши души в движении и не отказываются от перемен, мы живы. Наверное, и родство душ обусловлено умением на время отказаться от себя, стать тем, с кем ты созвучен, заговорить на его языке, не утверждая, что твой - самый-самый лучший. Так и оказывается, что в этой жизни мы одновременно заключаем в себе и говорящего, и слушателя, и печаль, и радость, и встречу, и разлуку, и Оскара, и Розовую Даму.

Другой любимой игрушкой у Игорька является мобильный телефон. Это плотно упакованные игры и связь с родными. А теперь и "с тетей Леной".

"Здравствуйте, тетя Лена, это я, Игорек", - так начинаются короткие SMS-ки, которые мальчик присылает Елене Крайней.

Пока Игорек отдыхает дома, но у них с "тетей Леной" впереди еще много встреч, полных поиска и общения, серьезных разговоров и веселых забав. Кстати, поговорить есть о чем: о маме и об учебе, о сестре и о любимом дяде - о жизни. Игорь пригласил Елену Крайнюю в гости, и, я думаю, это будет еще один интересный сюжет.

Случается, что наши дети оказываются старше нас, малое приобретает смысл большого. Хотя мне кажется, что этот смысл присутствует изначально, только вот за суетными буднями, в переплетении привычных ролей мы не успеваем его рассмотреть.

Каждый что-то значит в этой жизни. И мы можем подчеркнуть это значение, дать человеку силы для дальнейшего пути. И без разницы, сколько тебе лет и кто ты по социальному статусу - ректор вуза или студент, академик или домохозяйка, ребенок или старец. Главное, чтобы мы стремились в объятия друг друга. Если это стремление есть, значит, души живые, не утратившие таланта отвечать любовью на любовь и видеть глубину на отмели.

Не всякий взрослый осилит груз, который ложится порой на плечи ребенка, Но мы будем учиться, стараться, пробовать, и тогда совместными усилиями, очень даже возможно, перепишется финал пьесы для одного десятилетнего мальчика.

В своей пьесе "Оскар и Розовая Дама" один из самых ярких современных драматургов Франции Эрик Шмитт обратился к теме духовного становления человека, его пути к Богу. Особенностью этой истории является то, что духовный путь совершает совсем юное существо, мальчик, оказавшийся в трагической ситуации перед лицом Смерти. За несколько дней благодаря сиделке - Розовой Даме он проживает долгую человеческую жизнь со всеми ее радостями, невзгодами, огорчениями и прозрениями. Трагический сюжет превращается в светлую оду Любви и Вере.

Людмила НАЗАРОВА.

"Поколение" 24 марта 2005

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz