Господин С. и другие

13 апреля в театре "Свободное пространство" состоялась премьера спектакля по повести Ивана Тургенева "Вешние воды". В драматургической обработке и постановке Семена Лосева.

Повесть впервые была опубликована в "Вестнике "Европы", 1872, №1. А сейчас, в начале XXI века, мы снова обращаемся к поэтической, страстной, вечно юной прозе Ивана Сергеевича Тургенева, и мы знаем, что автор "Вешних вод" действительно ошибался, ибо явления политические, социальные преходящи, а рассказ о столкновении удивительной, трогательной, романтической любви и витальной, всепоглощающей страсти волнует нас так же, как волновал сердца людей, живших много лет назад, а неразрешимость этого конфликта ставит прекрасную повесть классика русской литературы в разряд произведений, которым дарована вечность.

Мнения о спектакле, подслушанные в зрительном зале расходились: кто-то восхищался, кто-то возмущался, что из Тургенева выкроили оперетку. И вправду Иван Сергеевич - писатель серьезный, в его произведениях встречается ирония, но не юмор. Однако Семену Лосеву вкупе с актерами орловского ТЮЗа удалось сделать очень живой и подвижный спектакль (если такую характеристику позволительно применить к сценическому действу) при самом бережном отношении к тексту автора. Действие с первых мгновений захватывает внимание - и уже не отпускает его. Всего 11 персонажей, да и то пребывающие на площадке не одновременно, создают впечатление многолюдности, бурлящей жизни. Первый акт - история любви Санина (Дмитрий Зайцев) и Джемы (Елена Шигапова). Все, что происходит вокруг этих героев, все, что делают другие персонажи: мать Джеммы госпожа Розелли (Нонна Исаева), братишка Эмиль (Александр Потапов), Пантелеоне (Валерий Лагоша) - рождает атмосферу семьи, уюта, наполненности счастьем и надеждами. И лишь всюду сопровождающий Дмитрия Санина господин С. (Михаил Артемьев) - предостерегает, пытается предотвратить то несчастье, что должно произойти. Господин С. - это сам Санин, уже переживший свою трагедию страсти и рабства.

Несколько разочаровывает второй акт: я почему-то не поверила внезапной страсти Санина к Марии Николаевне. Светлана Нарышкина, играющая эту роль, хотела, видимо, создать образ женщин живущей на надрыве, знающей, что скоро умирать. И тем самым оправдать самодурство своей героини. Поэтому были залихватские манеры, утрированно громкий голос, но куда-то исчез греховный соблазн, которым должен быть пропитан и сам воздух вокруг Марии Николаевны.

Но - нет предела совершенству. В целом игра актеров блестяща и сама по себе и в ансамбле. Обычно инсценировки любимых литературных произведений разочаровывают и раздражают тем, что, читая, все и всех представлял иначе. В этом спектакле случилось чудесное дело: все герои наполнились кровью, стали яркими, симпатичными. Живыми.

Елена ГАРЕЕВА.

"Орловский вестник" 20 апреля 2004

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz