Письма памяти, песни Победы

Спектакль "Письма памяти", премьера которого состоялась в театре "Свободное пространство" накануне празднования 60-летия Победы, — спектакль необычный. Впрочем, как и всё, что создает заслуженный артист Украины Олег Николаев, выступивший на сей раз в роли автора либретто, постановщика и балетмейстера.

"Письма памяти", обозначенные как "спектакль-реквием", и получились такими — глубокими, пронзительными и сердечными. И всё передано пластикой, языком танца. Зрителю в очередной раз выпала возможность убедиться в том, насколько богат и выразителен этот язык, насколько тонкие нюансы чувств способен передать.

Тихий предвоенный дворик, звуки жизнерадостной "Рио-Риты". Танцуют все! Но уже сквозь эти солнечные мотивы прорываются раскаты приближающейся грозы, словно стопорящие плавно бегущую киноплёнку жизни.

Страшная весть, прощания, ожидание и боль утрат... За каких-то полтора часа сценического действа создалась история целой эпохи, целой страны, сотканная из отдельных, разных судеб и характеров. На глазах взрослеют мальчишки и девчонки, проверяются на мужество и верность сердца.

"Наш спектакль — это письма памяти, пришедшие издалека, с той войны, которая унесла миллионы жизней, сломала миллионы судеб. Это низкий поклон тем, кто погиб, и тем, кто выжил. Мы помним вас всех", — читаем в программке, сложенной солдатским письмом-треугольником.

В спектакле есть сцена, когда женщины (жены, подруги, матери) читают пришедшие с фронта письма. Каждая — под звуки определенной песни ("Темная ночь", "Землянка", "Жди меня", "Услышь меня, хорошая...").

Удивительные песни: прекрасные слова, хорошая музыка. Каждая из них — сгусток драматизма. И когда они сливаются в единый поток спектакля, энергетика получается мощнейшая. В какой-то момент кажется, что твое сердце уже не выдерживает. Однако спектакль выстроен психологически тонко и грамотно, лирика и юмор дают эмоциональную передышку.

И все-таки в памяти остаются прежде всего те самые — тяжелые, душещипательные, доводящие до слез — моменты: когда мать получает страшную весть о смерти дочери, когда вернувшийся в родной город одноногий солдат узнает о предательстве жены, когда из восьми идущих в атаку бойцов в живых остаются трое...

Дым, огненно-кровавый отсвет сценического задника вдруг в какой-то момент перестаешь ощущать как театральную условность, и до боли, до жути правдоподобными кажутся эти падения, ранения и смерти...

А как красиво и печально под знаменитых "Журавлей" прощаются с нами "убиенные", как призрачно-медленно проходят они по сцене...

Первые утраты, первые похоронки. Грустными становятся песни ("То не ветер ветку клонит", "Черный ворон")... Черные шали как черные крылья.

Спектакль весь наполнен символами. Что-то вспыхивает как откровение, что-то открывается потом.

"Письма памяти" оставляют в душе долгое послевкусие. К спектаклю хочется вернуться, посмотреть его снова. И хочется надеяться, что он какое-то время ещё поживёт в репертуаре, а не станет яркой, но короткой вспышкой, недолгой данью юбилейной дате. У нас сейчас, к сожалению, не так много серьезных театральных постановок, обращенных к сердцу, вызывающих желание жить и извлекать уроки из прожитого.

Анжела САЗОНОВА

"Орловская правда" №78 от 14 мая 2005г

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz