Радостные встречи

        Почти четверть века работает в труппе Орловского драматического театра имени И.С. Тургенева одна из ведущих актрис Л.Н.Макарова.

        Последние годы работы Лидии Николаевны Макаровой - Феня Угрюмова в "Ивушке Неплакучей" по роману М.Алексеева и Лидия в комедии Э.Брагинского и Э.Рязанова "Аморальная история".

         Феня Угрюмова, дочь председателя колхоза, - наша современница, на долю которой выпала вся тяжесть войны и послевоенного периода. Макарова психологически точно раскрывает становление характера своей героини: душевная чистота, устремленность и вера в будущее Фени-невесты выковывают стойкий мужественный характер Фени-вдовы. Именно эти нравственные качества Угрюмовой вызывают искреннее уважение односельчан, которые выбирают ее своим председателем, а затем депутатом Верховного Совета. Феня Угрюмова в исполнении Л.Н.Макаровой - это плоть от плоти Александры Соколовой, героини фильма "Член правительства", ее преемница и последовательница.

         В комедии "Аморальная история" Лидия в исполнении Макаровой - "женщина без правил", острая на язык, бесцеремонно говорящая правду в глаза своему собеседнику, женщина, которой нечего терять. Но это только ее внешняя оболочка, скрывающая чистую, бескорыстную, легко ранимую душу глубокой натуры, способной на жертву во имя любви.

        Две героини, две жизни, два различных характера раскрывает актриса в наших современницах, раскрывает эмоционально, убедительно, взволнованно.

         Макарова пришла в Орловский театр, когда на его сцене работало много молодежи. Главным режиссером театра был тогда заслуженный деятель искусств РСФСР Валентин Алексеевич Иванов, горячо любивший начинающих актеров и много с ними работавший. Им ставились внеплановые молодежные спектакли, была организована студийная работа. Он являлся не только прекрасным режиссером, но и чутким педагогом, способным раскрыть возможности актера.

         Валентин Алексеевич увидел и поверил в актерское дарование молодой Макаровой и уже в сезоне 1962 - 1963 года Лидия Николаевна играет ведущие роли в семи спектаклях по пьесам Шекспира и Тургенева, Лавренева и Лопе де Вега.

         В жизни актера есть такие роли, которые становятся как бы фундаментом для дальнейшего роста мастерства. Такими ролями у Макаровой были Женя в пьесе Алексея Андреева "Рассудите нас, люди", Лика в пьесе А.Арбузова "Мой бедный Марат", Катя Солнцева в инсценировке по роману П.Проскурина "Горькие травы".

        Недаром эти творческие поиски и находки актрисы, ее глубокое проникновение в авторский замысел создаваемых образов получили высокую оценку в центральной печати.

        Так, в журнале "Театральная жизнь" (№15 за 1965 год) критик Н.Толченова указывала, что в спектакле "Рассудите нас, люди" самым запоминающимся и волнующим образом была Женя в исполнении Л.Макаровой. А газета "Советская культура", отмечая большую творческую удачу актрисы в исполнении роли Кати Солонцовой, подчеркивала присущее ей умение воплощать образ героини "в хорошей художнической скупости переживания".

        Обобщающим этапом в становлении творческой зрелости артистки стала ее работа над ролью Лики в спектакле "Мой бедный Марат". Двадцатилетний путь жизни нашей современницы получил на сцене яркое и убедительное социально-психологическое раскрытие.

        Особое место в сценической биографии Л.Макаровой занимают роли в инсценированных произведениях писателей-орловцев. В романе Тургенева ей пришлось играть небольшие эпизодические роли, сама сопричастность творчеству нашего великого земляка приносила большую радость и удовлетворение. В свое время Л.Н. Афонин по достоинству оценил эмоциональное, непосредственное, трепетное исполнение Оль-Оль в пьесе Л.Андреева "Дни нашей жизни", а о Сонетке из повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" критик Р.Бампи в журнале "Театральная жизнь" писал: "Еще одна заметная фигура в спектакле - Сонетка Л.Макаровой. Фигура весьма колоритная: этакая провинциальная "жрица любви" - маленькая, востроносенькая, не скрывающая своего презрения ко всем остальным обитателям женской камеры и вместе с тем жалкая в своих потугах сохранить "шик" в условиях этапа".

        - Я люблю роли драматические, трагедийные, люблю играть женщин с трудной судьбой и поэтому для меня Грушенька из "Очарованного странника" Лескова явилась воплощением моей актерской мечты, моего творческого идеала, - говорит Лидия Николаевна.

        Счастливая сценическая судьба сложилась у нашей землячки актрисы Л.Н. Макаровой: ей пришлось много и плодотворно работать с интересными и различными по творческому подчерку режиссерами.

        В ее небольшом личном архиве - фотографии в ролях, рецензии, программы премьер с автографами режиссеров, с похвалой и благодарностью отзывающихся о работах актрисы.

        В пьесе Л.Моисеева "Правда сердца" Макарова играет небольшую эпизодическую роль птичницы Анны Шалыгиной и поет частушки, предвосхищающие дельнейшее действие спектакля. Но у актрисы нет разделения на большие и маленькие роли, вот почему и на этот раз ее исполнение нашло горячий отклик у зрителей.

Л. Никольская

8 ноября 1981 года "Орловская правда"

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты



Hosted by uCoz