Мы есть добро

        "Боль возникла в правом плече… Потом будто чья-то рука проникла в грудь, схватила сердце и стала выжимать его, словно виноградную гроздь…". Таким стремительным, ярко-образным и драматическим эпизодом начинается роман грузинского писателя Нодара Думбадзе "Закон Вечности". С этого авторского описания сердечного приступа, внезапно застигнувшего журналиста Бачану Рамишвили, начинается и новый спектакль театра имени Тургенева "Подари любовь свою".

        Популярный роман привлекает особой глубиной авторского подтекста - обыкновенные жизненные явления и их подлинный философский смысл нераздельны в повествовании. И в спектакле инфаркт - это не просто болезнь сердца, но и драматическое обстоятельство, в которое поставлен характер главного действующего лица. Именно болезнь, приостановившая бешенный жизненный ритм, заставляет Бачану задуматься о смысле прожитого.

         Режиссера-постановщика, заслуженного артиста республики В.Дроздова, привлекла возможность познакомить орловских зрителей с интересным произведением советской многонациональной прозы. Романы Думбадзе часто сравнивают с произведениями Чингиза Айтматова, Виктора Астафьева, ярко утверждающими мысли об ответственности нашего современника перед историей, Родиной, высокими законами нравственности.

         Развивая традиции философско-публицистической драмы, Дроздов создал инсценировку, жанр которой - современная исповедь. Примечательно, что и в романе, написанном как развернутый монолог, Бачана Рамишвили - не только главный персонаж, но и лирический герой, передающий авторские размышления о жизни и воплотивший представления Думбадзе о положительном идеале. В спектакле В.Дроздов не только играет Бачану в зрелом возрасте, но и комментирует все сценические события. Обращаясь к воспоминаниям и снам, которые последовательно развивают основную авторскую мысль о высоком предназначении человека, он стремится сохранить особенность монологического развития действия.

         Как сказочное воспоминание отдаленного детства возникает колоритная сценка представления в тбилисском дворике. Его дает перед детворой бродячий актер Аветик Бабаянц (артист А.Олешня), разыгрывая отрывок из "Отелло" Шекспира. Патетически и монументально звучит сон Бачаны "Гибель солнца". Как страшный сон, запоминается нам эпизод первого столкновения маленького Бачаны (А.Трынкина) с горем и несправедливостью. Оно вошло в дом в облике мужчины в черном плаще (артист А.Макаров), который уводит мать.

        Наиболее удачны в спектакле сцены, где не упрощен внутренний конфликт, придававший повествованию глубину и объемность, - конфликт героя с самим собой и драматическое движение сильного характера к нравственной победе над собой.

         Впечатляет сцена приема Бачаны в ряды КПСС, когда на высоком помосте, словно не подвластные разрушительному влиянию времени, собираются вместе близкие и дорогие Рамишвили люди: мать (артистка Л.Соколова), оставшаяся в детских воспоминаниях, Глахуна Керкадзе (артист В.Кондратьев), мстя за которого, Бачана-подросток (А.Большаков) впервые ощутил в руке холодное железо маузера. Сцена эта, приподнимающая персонажей над событиями, приобретает символическое значение. Не кажется инородной в развитии действия и встреча с Галактионом Мгварадзе (артист В.Фролов), где мысль о преемственности лучших человеческих качеств находят яркую театральную форму.

         Там же, где создатели спектакля упрощают внутренний конфликт, стремятся перевести это столкновение во внешнее действие, оно теряет напряженность. Это ощущается в сцене встречи исполнителей всех трех ролей Бачаны. Не так уж просты взаимоотношения главного действующего лица с Сандро Маглаперидзе (артист А.Олешня). Вся сложность в том, что в романе Маглаперидзе не столь однозначен - он способен цитировать стихи Руставле о дружбе и в ту же минуту пойти на предательство. В спектакле подлинная причина болезни Бачаны затушевана. Именно из-за неизбежной для инсценировки повествовательности и иллюстративности Дроздов - Рамишвили проигрывает в споре со священником Иорамом (заслуженный артист РСФСР Петр Воробьев), лишена эмоциональной наполненности сюжетная линия Бачана - Мария. Только однажды, в сцене испведи Мария (артистка М.Софронова), мы почувствуем подлинную силу чувств персонажей Думбадзе.

         И хотя в игре Дроздова - Бачаны привлекают простота, отсутствие эффектов, следует упрекнуть Дроздова - лицо от автора в однообразии тона. Первоисточник давал прекрасную возможность для различных интонаций - от содержательно-повествовательных до романтически-приподнятых. Поэтому иногда кажется, что голос артиста, записанный на фонограмму, звучит убедительнее. Несомненно, совмещение функций повествователя и драматического характера потребовало от исполнителя немало творческих усилий.

        И все же повествование, носящее спокойный характер, и спектакль в целом можно упрекнуть в излишней сдержанности, противоречащей глубокой эмоциональности авторского текста, обилию запоминающихся сравнений, образов. Опасаясь увлечься экзотикой изображения грузинского национального быта и внешней характерностью, артисты и постановщик почти полностью отказываются от постижения национального характера. На сцене мы видим людей, почти не связанных грузинскими обычаями и традициями.

         Поэтому интересная сама по себе сценография Левана Мантидзе лишь изредка сливается с пластическим решением и целостным образом спектакля. Колоритные зарисовки панорамы зимнего Тбилиси, горного селения остаются красивой рамкой сценических событий. Цельность спектакля "Подари любовь свою" разрушает отсутствие единого музыкального оформления.

        И все же следует сказать о значении этой работы творческого коллектива, которая стала не только разведкой нового жанра драматургии, но и поиском новых приемов сценической выразительности. Очень ценно здесь стремление артистов к простоте выражения чувств своих персонажей.

        Хочется верить, что после спектакля многие зрители глубоко задумываются над философским смыслом закона, сформулированного Бачаной Рамишвили ". . . Мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу обессмертить души друг друга: вы - мою, я - другую, а другой - третьего, и так до бесконечности . . ." Именно это убеждение автора, что мы, люди, есть добро, раскрывает многозначность названия "Подари любовь свою".

В. Разаков, кандидат искусствоведения

12.05.1981 "Орловская правда"

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты



Hosted by uCoz