Доходное место

        В репертуаре Орловского государственного академического театра имени Тургенева появилась комедия "Доходное место" в постановке Б.Н. Голубицкого. Выбор этой пьесы не был случайностью. Чем, по-вашему, занимаются служители театра? Конечно, сражаются за душу молодого человека! Ведь от того, каким будет молодое поколение, зависит будущее.

        Большинство героев пьесы Островского - молодые люди, которые стоят перед выбором жизненного пути. И те, кто вдыхает в них сценическую жизнь, тоже молоды: большинство актеров, занятых в спектакле, - выпускники актерского курса Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Для них поиск своей дороги в неразберихе постперестроечного общества также актуален, а выбор между честью и унижением, совестью и благополучием, любовью и расчетом - отнюдь не праздная суета и пустые фразы. Тем более удивительна прозорливость Островского: пьеса написана почти полтора века назад, но обжигающе современна и в наш компьютерный век!

         Молодых представителей "Доходного места" ждет жестокая борьба с устоями общества, поклоняющегося "золотому тельцу". Немногие выйдут из нее победителями, а героев и вовсе не будет. Но молодежь Островского - это не "потерянное поколение", не "лишние люди", сродни Онегину и Печорину: они ищут (а некоторые и находят), любят и разочаровываются, верят и отчаиваются, падают и снова встают.

         Все они разные, но уже совсем иные, чем столоначальник Аким Акимыч Юсов (народный артист России Петр Воробьев), представляющий старшее поколение чиновников. Это отчетливо прослеживается и в сценах в трактире, и в финале спектакля, когда режиссер выводит на сцену всех молодых представителей "Доходного места", удивляя символичными черными повязками на глазах у некоторых. Они - "команда" Онисима Белогубова (Антон Карташев), удачливого искателя доходного места, мальчики, которые держат нос по ветру и не собираются вникать в суть "тронной" речи умудренного многолетним опытом чиновника Юсова. Пусть он считает, что и на доходном месте можно брать в меру - "чтоб и волки сыты, и овцы целы". Они возражать не станут - не настолько глупы! Вокруг них сгущается мрак, искусственно созданный черными повязками, но руки у "зашоренных" свободны! Очевидно, для того, чтобы "брать-брать-брать". . . Похоже, дружки Белогубова пойдут куда дальше наставника: ради доходного места смогут перешагнуть через кого-то, а если и наступят - не заметят . . . И все-таки не исключено, что кто-то из них прозреет, ведь остается тайной, какие бури бушуют в их душах. Только время покажет, кем и какими они станут.

         А Василию Жадову (Антон Багров), не так давно вышедшему из демократической университетской среды и еще не успевшему растерять в суете жизни "души прекрасные порывы", труднее, почти невозможно отказаться от своей мечты, принципов, убеждений и идти на компромисс с совестью. Как проверку на прочность Судьба посылает ему жестокое испытание любовью. Через нее преломляется сюжет пьесы, она - полноправное действующее лицо комедии, из-за которого "ломаются копья" о доходное место. Светом любви освещены самые трогательные и яркие сцены спектакля. Итак, Василий Жадов, молодой человек "не без роду и племени", а племянник генерала Аристарха Вышневского (заслуженный артист России Алексей Магдалинин). Дядюшка заправляет всем писарским ведомством, а Василий стремится "порушить" устои чиновничьего царства не открытой враждой, а примером честности и благородства. К тому же Жадов прослыл непочтительным к старшим по возрасту и званию - смеет иметь собственное мнение, хотя, как говорит Юсов, молоко на его губах еще не обсохло. За это Жадов и попадает в "неблагонадежные".

        Другое дело - его коллега Онисим Белогубов. Едва "знает грамоте", но шаркает ножкой, приложится к ручке начальника - и все желаемое получит сполна: доходное место, красавицу жену, положение . . . Он истинный наследник Юсова, с младых ногтей успешно усвоивший уроки чинопочитания и модную науку с названием "брать!". Онисим не сочтет за труд лишний раз запечатлеть свое нижайшее почтение наставнику и напомнить, что именно ему обязан своим благополучием больше, чем отцу родному, но . . . Так будет только до поры, уверенно встав на ногах, Белогубов покажет старому начальнику, кто в доме хозяин! Музыку в трактире тоже станет заказывать он, потому что сам платит за нее и платит больше, чем Юсов.

         Крушение генерала Вышневского и Василия Жадова происходит почти одновременно - постановщик четко выдерживает эту параллель, но падение дяди - крах финансовый, падение племянника - нравственного порядка. А причина одинакова - любовь! Вышневский покупает расположение супруги Анны (Юлия Некрасова), жадов вынужден унижаться и просить доходное место, чтобы сохранить любовь жены Полины (Ольга Форопонова), воспитанной на принципе "умный человек должен быть богатым".

         Исподволь замечаешь, что в кутерьме "хождения" за доходным местом возникает еще одна злободневная тема - "нравственное" воспитание вдовой Фелисатой Герасимовной (заслуженная артистка России Екатерина Крапова) двух дочек Полины и Юленьки (Екатерина Гусарова). За девушками нет приданного, однако маменька готовит их не в прислуги, не в горничные, а к роскошной жизни замужем. При этом стремится продать дочек подороже и поскорее, с завидным усердием преподавая дочкам уроки ловли женихов любыми средствами. Под видом благопристойности маменька позволяет все, готова даже давать советы "по докторской части". И маменькина наука не пропадет даром: Юленька и Полина своим мужьям "потачки не дадут". Искусству "точить, точить, точить!" девушки обучены в совершенстве. Хорошо усвоили дочки, что для женщины абсолютно не важно, какими путями мужьями станут добывать средства на шляпки и развлечения. Правда, "скромнице" и красавице Юленьке "точить" Белогубова не придется - он и сам знает, как получить доходное место. Но Полине, на первый взгляд, глуповатой и наивной простушке, маменькино образование придется использовать в полной мере, "подтачивая" принципы и убеждения Жадова. Странно, не правда ли? Ведь, Полина безумно любит своего мужа и открыто говорит ему, что все происходящее в доме матушки - обман. И все-таки ей не дано понять, что не в доходном месте ее семейное счастье!

         Что "хождение" за доходным местом обернется трагедией, Полина, конечно, не догадывается. Хотя птичка в клетке, символизирующая их с Жадовым семейное счастье, давно мертва. Оживить ее уже не помогут ни бурные любовные признания, ни получение даже этого самого доходного места: год жизни с Полиной, которую Бог вместо ума наградил любовью, сломит все жизненные принципы Жадова и отправит почти на Голгофу - бить дядюшке челом. Насмешка и презрение поверженных взяточников станет ему наградой за запоздалое смирение. Режиссер оставляет нам надежду на то, что униженный и высмеянный Жадов, одновременно теряющий уже не существующее доходное место и отпускающий к маменьке Полину, поднимется страшного, подобного смерти, падения. Но когда? Когда взяточники станут бояться общественного больше, чем уголовного? Наступит ли такое время? Особенно сильно ощущаешь это, когда видишь игру молодых актеров, выступающих в тандеме с мастерами сцены Петром Воробьевым, Екатериной Карповой, Алексеем Магдалининым: их энергия, задор, искренность, желание сделать мир лучше и чище удивительно сочетаются с душевным богатством, жизненным опытом и профессионализмом театральных ассов. Кстати, для выпускников актерского курса "Доходное место" - первый "полнометражный" спектакль на большой сцене театра, и с этим испытанием они справились с успехом. Взрослевшим от спектакля к спектаклю "детям" Тургеневского тетра-дома удалось создать целый ряд замечательных женских образов: обольстительная Юленька, наивная Полина, разочарованная, но не сломленная Анна Вышневская. Достойна слабого пола и мужская половина, независимо от "ранжира" исполняемых ролей: роли "второго плана", в которых заняты Вадим Крисюн (Досужев) и Михаил Лысанов (Мыкин), сыграны с такой убедительностью и с таким же блеском, как главные.

        Непросто передать колорит и аромат времени, но еще сложнее поставить пьесу так, чтобы нашему современнику знакомая классика вдруг открылась с неожиданной стороны, обнажила свой главный нерв. "Пожить" в эпохе Островского, конечно, помогают костюмы героев, в которых все продумано до мелочей - работа известного художника Бориса Голодницкого точна и безупречна. Действие спектакля удачно рассредоточено по разноуровневым площадкам. Это помогает "раздвинуть" сценическое пространство, увеличить его в объеме и детально представить героев. Они говорят одновременно с трех сценических площадок, создавая эффект полифонии, соединяя диалоги в многоголосый хор жизни. "Определиться" зрителю в сложной структуре спектакля помогает такая режиссерская находка, как "столоначалие".

         Однозначно и не скажешь, столы ли на слоноподобных ногах разбрелись по сценическому полю или колонны разрослись до неба, чтобы поднять на своих плечах мечту о настоящей любви и человеческом счастье, не зависящем от доходных мест. А могут и придавить к земле - таких несмиренных, как Жадов! Не случайно режиссер "поселяет" Полину и Жадова на самой вершине такой столоподобной колонны, когда в семье еще теплится надежда на счастье, - ближе к небу, ближе к истине. Но чтобы искать доходное место, нужно спускаться на грешную землю и рисковать быть раздавленным . . .

        Работавшему на "Доходным местом" творческому коллективу удалось сделать пьесу современной, сыграть убедительно, пылко, умно и местами смешно так, что хочется плакать от бессилия перед неистребимыми человеческими пороками и слабостями . . . Разве не к этому стремились создатели спектакля?

Алена Богданова

Страстной бульвар, 10 | 8-78/2005

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz