Юбилей – это повод для шуток

        Нет такого человека в Орле, который бы его не знал. Он – актер академического театра драмы имени Тургенева, заслуженный артист России Алексей Алексеевич Магдалинин. Он – автор двух сборников стихов и прозы. Он – частый гость на радио, ведет страничку поэзии. России. Он – молод и активен, трогательно, по – детски распахнут миру и по-взрослому мудр. Как ни странно, ему 60. И для него это событие – повод для улыбки.

         - Почему, Алексей Алексеевич, это ведь серьезная дата?

         - Ну вы подумайте сами, разве это не смешно, когда тебе стукнуло 60, а ты ощущаешь себя на порядок моложе? На днях позвонил своему учителю, народному артисту Советского Союза, профессору Монастырскому Петру Львовичу, которому скоро исполнится 90 лет. Он меня спрашивает: «Алеша, тебе-то сколько?» И на мой ответ воскликнул: «Молодой человек, мне бы твои 60!» Удивительно ясный ум, желание жить, чувствовать, -- я бы тоже хотел сохранить это на всю свою жизнь.

         - Вы на сцене почти сорок лет, за эти годы вами сыграно 130 ролей. Это и Беспандин в спектакле «Завтрак у предводителя», Репейкин в спектакле «Хлопотун», Ступендьев в «Провинциалке» - это все тургеневский репертуар. А Расплюев в «Свадьбе Кречинского», а Санчо Панса, а Крутицкий – герой Островского, а потрясающий Доктор в «Мнимом больном»… А какая – самая любимая.

         - Любимые – все, но сейчас живу последней ролью, это генерал Вышневский, дядюшка главного героя Жадова в новом спектакле Бориса Голубицкого «Доходное место» по пьесе Островского. Когда –то в Самарском театре я играл в «Доходном месте» персонажа, который назывался -Четвертый чиновник, а теперь вот «выслужился» до генерала.

        - Очевидный вы карьерист, однако! Вы, наверное, создали отрицательный образ властителя мира, я слышала, что в спектакле даже есть мизансцена: ваш герой в кресле сидит на огромном столе – увековеченное воплощение чиновничества.

         - Это фантазия режиссера, моя задача – играть человека. Мой Вышневский искренне уверен, что на взятке мир держится и учит этому своего племянника. Он – человек думающий и желающий добра своим близким. К тому же, Вышневский несет свою драму: он пожилой человек, а жена его молода и его не любит, - так что получается образ неоднозначный.

         - Да у вас одноклеточных образов и нет, в ваших героях всегда есть жизненная основательность. Наверное, поэтому вас зритель любит, не сочтите за лесть. Тут, правда, и природа постаралась, наделив вас обаянием и теплотой. Для вас важна эта зрительская любовь? Вот ведь сказал Пастернак, что цель творчества – самоотдача, а не успех.

         - Правильно сказал. Но если мы творим, а зритель нас не понимает, тогда наше искусство теряет смысл. Мне очень важно, чтобы зритель вместе со мной прожил жизненные обстоятельства, в которые мой герой попадает. Я надеюсь на понимание и сострадание и радуюсь, когда это происходит. Конечно, зрительская любовь обязывает, заставляет быть всегда в творческой форме. Конечно, успех – не цель, но он очень важен, как и во всякой работе.

         - Про хорошего актера говорят, что он не играет, а живет на сцене, а вы разве не полностью погружаетесь в образ?

         - Я говорю чужой текст на сцене, вживаюсь в образ, но, разумеется, остаюсь собой. Образ моего героя – это я в предлагаемых обстоятельствах. Наверное, только гениальные актеры могут по-настоящему перевоплощаться, я себя к таковым не отношу. Но я не обманываю моего зрителя, не притворяюсь, и мне работа на сцене очень часто доставляет наслаждение.

         - Алексей Алексеевич, мы с вами пережили развитой, как тогда говорили, социализм, пережили эпоху застоя, а теперь вот живем в эпоху грандиозных перемен… Как вы себя ощущали в переломные периоды? Расскажите немного о себе.

         - Ощущал себя по-разному. Я родился и вырос на Волге, в городе Куйбышеве, теперь это Самара. Родители к театру отношения не имели. Но в городе был замечательный театр, а когда его возглавил Петр Львович Монастырский, он по художественному уровню не уступал столичным театрам. Но я всерьез об актерской карьере не думал.

         - Вы Служили в рядах Советской Армии, тогда ведь не принято было, как говорят сегодня, от армии «косить».

         - Я – ракетчик, проходил службу на Байконуре.

         - В вашей книжке «Дебют» есть рассказ о том, как на Байконур приехал тогдашний Генеральный Секретарь Н.С. Хрущев в сопровождении высокопоставленных военных, и вы им ворота открывали.

         - Так оно и было. Меня поразил обыденный вид Хрущева, который не вязался с образом правителя - сандалии, простая одежда, шляпа в руках. Но я благодарен судьбе за эти даже мимолетные встречи, из которых я черпаю свои впечатления и описываю их в своих рассказах. Они дают мне импульс для размышлений о жизни, о собственной судьбе. А что касается перемен, то, как все люди моего поколения, переживал их болезненно, но с верой в лучшее. Конечно, больно открывать для себя неприглядное прошлое страны, которую бесконечно любишь, но ведь обновление открыло нам и то хорошее, что было: литературу, искусство, интересные личности, о которых мы раньше не знали, мы обрели свободу ставить в театре все, что хотим.

         - Когда этой свободы не было, в театр ходили за правдой, а актера называли совестью эпохи, а теперь…Ну, какая совесть, Алексей Алексеевич, если театр все больше развлекает зрителя. Спектаклей, которые бы взрывали обыденность, становились бы событием общественной жизни, нет. Актер перестал говорить со зрителем о самом сокровенном. Да и общество, мне кажется, про совесть говорить не хочет. Театр стал будничным, хотя…

         - Думаю, что все не так однозначно плохо. Ситуация тяжелая, театр финансово поддерживается плохо, его роль до сих пор не определена правительством. А что будет впереди – страшно даже думать. Поэтому давайте лучше шутить и радоваться тому, что есть в жизни хорошего. Вот вам мое стихотворение на эту тему- «Судьба»

         Судьба играет с каждым человеком,
         А человек играет на трубе.
         Опасно я играл с прошедшим веком,
         Он отыгрался на моей судьбе.
         Но я живу, а значит, существую,
         Перевернул еще одну главу.
         И никого я к жизни не ревную,
         Я существую, значит, я живу.

         - Шутить, так шутить. Я буду задавать вам шутливые вопросы. Отвечайте нашим читателям, правда ли, что у вас нет хобби?

         - Нет, не правда. Хобби – это театр и кино. Из 130 ролей – 129 я благополучно завалил. И только сегодняшняя роль отмечена моим нескромным юбилеем. Кино обожаю. Друзья меня даже прозвали «кинологом». Стараюсь много смотреть, собираю свою видеотеку.

         - Говорят, вы заядлый коллекционер. Что вы собираете?

        - Все, что плохо лежит. В моей коллекции: гвоздь со сцены знаменитого театра «Комедии Франсез», паркетина из кабинета В.И. Ленина в Кремле, ,кусочек храма Артемиды, сожженного гражданином Геростратом, листик с дуба, посаженного И.С. Тургеневым в Спасском, камешек от фундамента Лувра, осколок брусчатки с Красной площади, кусок мрамора, отколотый собственноручно от каменной глыбы, на которой стоял Нерон, выступая перед согражданами; бутылочка с водой из Сены, кусочек кожи от кресла Н. А. Некрасова в Карабихе; осколок снаряда с Бородинского поля и горсть земли с Прохоровского, камешек от пирамиды Хеопса, а также не менее редчайшие экспонаты. Приходите, сами увидите мой домашний музей.

         - А сколько вы берете за вход?

         - Много. Беру юмором и любовью.

         - Обязательно приду. Скажите, а каково ваше семейное положение?

         - Отличное. Имею одну жену, актрису Галину Гончарову, которая спасла, можно сказать, мне жизнь, когда я перенес тяжелейшую операцию на сердце. Имею одну дочь Магдалену, актрису Воронежского театра, удостоенную за роль Вероники в спектакле «Вечно живые» Российской премии «Хрустальная роза». Имею одного тайского кота.

         - Можете ли вы назвать основные черты характера, которые вам свойственны.

         - Я требователен только к окружающим. С женщинами неприхотлив. В еде разборчив. Из связей предпочитаю те, которые порочат. Я – культурный человек. Союз театральных деятелей выписывает для меня газету «Культура». Еще я приурочиваю свой день рождения к сбору труппы, пусть коллектив празднует!

         - А есть ли у вас отрицательные черты?

        - Люблю путешествовать за чужой счет. Таким образом, побывал в Болгарии, В Германии, Франции и даже Соединенных Штатах Америки.

         - Это же гастрольные поездки! Что же вы на себя наговариваете?

         - Так мы же договорились шутить! Юбилей, действительно, располагает к шутке.

         - Продолжайте в тоже духе, дорогой Алексей Алексеевич. Примите наши поздравление с юбилеем и всего того, что вам хочется.

         - Благодарю от всего сердца.

Людмила Васильева

17.12.04 Орловское Информбюро

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz