Сегодня - международный день театра

Случайно ли Международный день театра приходится на последнюю неделю пасмурного марта? И всегда совпадает с Великим постом, временем, когда в старой России закрывались все театры и многим артистам приходилось закладывать последние часы, чтобы хоть как-то дотянуть до праздника Пасхи. Так или иначе, отмечать День театра, установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра, стало уже традицией, против которой, кажется, никто не возражает. Тем более что это не просто актерский праздник, но и миллионов зрителей - в этот день, как правило, даются благотворительные спектакли. К лицедейству да и к самим артистам в разные времена относились по-разному. То считали театр вертепом разврата, то, наоборот, - храмом. А то и университетом! Да и сама профессия артиста менялась в общественном сознании. То они отверженные, их даже не хоронят на христианских кладбищах, то кумиры. А сам театр, которому время от времени пророчат гибель, вновь и вновь возрождается из пепла.

Закулисье

Артисты от аплодисментов не устают.

Когда у всех отдых - у них трудовые будни. А в праздник они работают вдвое больше обычного. Потому что их профессия - создавать праздник. Хотя в этом есть какая-то несправедливость - в День театра, вместо того чтобы отдыхать и веселиться, приходится давать не один, как обычно, а целых два спектакля. (Один из них по традиции благотворительный.)

Театральные люди идут на работу именно тогда, когда все прочие уже собираются с работы домой. Вечером там закипает жизнь. Костюмеры разносят по гримеркам царские одеяния, бальные платья, плащи, камзолы и нищенские лохмотья. Реквизиторы готовят трости, шпаги и ненастоящие фрукты. Гримеры приклеивают господам артистам бороды и бакенбарды, надевают на них пышные парики. Сцена готовится к спектаклю - зрители шумят в фойе.

Малый театр - это государство в государстве. Здесь шьют одежду, изготавливают обувь и головные уборы, здесь делают мебель, да что там! - строят целые сценические дома. Здесь расписывают огромные холсты, которые из зала покажутся нам небом, лесом, городом или морем.

Здесь готовят не только бутафорскую, но и настоящую еду. Есть медицинская часть на случай, если у кого-то из обитателей театра заболит горло или, например, зуб. Научная библиотека, где хранятся драгоценные фолианты позапрошлого века с пометками корифеев Малого. Есть и собственный камерный оркестр - в отличие от других театров спектакли Малого часто сопровождаются "живой" музыкой.

Но вот наконец для зрителей звучит третий звонок, а для артистов по местной трансляции - голос помощника режиссера: "Артистов прошу на сцену..." Этот голос еще не раз на протяжении вечера будет вторгаться в жизнь обитателей закулисья: "Прошу на вторую драку", или "На заговор, господа, пожалуйста, на заговор!", или "Притон - на сцену, ждем вас!".

Как известно, место артиста в буфете. И в перерывах между выходами на сцену бояре и прочий московский люд эпохи Бориса Годунова едят в артистическом буфете сосиски с салатами, потом курят и травят анекдоты, чтобы через полчаса вернуться в Смутное время и, может быть, там умереть. А уж тот, кто умер или был повешен, может с чистой совестью отклеивать бороду, переодеваться и идти домой, ежели, конечно, не захочет остаться на поклоны.

Аплодисменты, крики "Браво", цветы - это та высшая плата, которую артист не променяет ни на какой материальный эквивалент. Зал аплодирует стоя. Занавес открывается один раз, два, пять... Бывает, зрителям кажется, что артисты уже устали выходить на поклоны. Но нет, им это не надоедает никогда. Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин считает, что занавес нужно закрывать пораньше. Чтобы зритель ушел с желанием аплодировать еще и еще.

Татьяна МИХАЙЛОВА.

"Парламентская газета" 27 марта 2003

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz