Огнедышащий дом Альбы

Испания. Жаркое солнце, красное вино, красная мулетта тореадора. Гитарные переливы, словно рокот просыпающегося вулкана, и - взрывное фламенко. В музыке и танце открывается суть народа.

Дом вдовы Бернарды погружен в траур по главе семейства. Дочерям запрещено выходить за порог. И не неделю, не месяц - целых 8 лет! Пятеро сестер разного возраста, старшей уже 39, младшей - 20. Наверху в своей комнате заперта сумасшедшая старуха - мать хозяйки дома. Таково царство Бернарды Альбы (з. а. России Татьяна Попова), где она полновластный правитель и не внемлет предупреждениям ушлой служанки Понсии (з.а. России Екатерина Карпова) о том, что назревает что-то ужасное. "В моем доме все благополучно", - твердит она.

Любовное томление составляет в атмосфере дома Альбы тот же процент, что азот в атмосфере Земли. Наложенное матерью, которая следует обычаям и религиозным предрассудкам, табу на общение с миром приводит в итоге к трагедии.

Заперев нескольких женщин в доме, автор драмы Фредерик Гарсия Лорка создал идеальную лабораторию по изучению женского нрава. Две женщины - это уже война, а если их больше... И всего один мужчина в поле зрения - жених старшей сестры Ангустиас (Елена Полянская), богатой наследницы своего отца, первого мужа Бернарды. Пепе-Романо, который ни разу не появляется на сцене, становится главным героем спектакля. Все мысли и желания сестер направлены на этого 25-летнего мужчину, который собрался жениться на деньгах 39-летней девицы, но страстью воспылал к младшей дочери Бернарды красавице Аделе (арт. Наталья Ткаченко). В Пеле влюбляется и полубезумная Мартирио (арт. Юлия Некрасова), и Амелия (И Щеглова), и Магдалена (С.Мартюшева). Каждая-в силу своего характера.

Все, что было до сексуальной революции, нам, живущим в постреволюционном пространстве, кажется надуманным, неоправданным. Но главная беда человечества в том, что оно никогда не живет по правилам золотой середины. Либо недобор, либо перебор. Сегодня в наше сознание внедряют мысль, что секс и любовь отделимы друг от друга. Во времена запрета на свободу сексуальных отношений тягу тел принимали за любовь. А что такое любовь - никто до сих пор не определил.

Никто не знает, что такое материнская любовь, никто не знает, какая мать права: та, что прячет свое дитя от жизни, оберегает его от ошибок и для этого сажает под стеклянный колпак. Или та, что дает ребенку свободу совершать ошибки, которые миллиарды людей уже совершали до него. Альба прячет дочерей в хрупкой скорлупе своего дома. Как нынешние матери помогают парням "откосить" от армии... Альба не позволяет своим девочкам прожить нормальную женскую жизнь. Мамы несостоявшхся солдат не дают ребятам шанса проверить качества своего мужского характера. Но Альба слишком хорошо знает все плохие, тяжелые стороны жизни женщины. А мамы наших мальчишек наслышаны о дедовщине и прочих "прелестях" сегодняшней армии...

Бернарда Альба... Говорят, эту роль трактовали в разных театрах очень по-разному: властная самодурка, фашистка... Героиню Татьяны Поповой одним словом не охарактеризуешь, но у меня не возникло ощущения, что она давит на своих дочерей. Это именно ощущение, поскольку поступки, вроде бы, говорят об обратном. Вздорные выходки, жестокость поведения. Самоуверенные заявления о том, что у нее в доме все идет, как она хочет, и нежелание видеть истину... Но за всем этим угадываются растерянность и непонимание, как же действовать, чтобы ... чтобы было правильно! Горе тому властителю, кто выдает желаемое за действительное.

А действительно желаемое знает и провозглашает впавшая в маразм мать Бернарды Мария Хосефа (з.а. России Наталья Алексеева). Ее держат взаперти наверху, и туда поднимается облако слившихся в одну энергий обитательниц дома. "Я хочу мужчину! - кричит старуха, вырвавшись из своего заточения. - Каждая женщина должна родить ребенка!" И это - то, чего хотят все пять дочерей Бернарды...

Поставленный художественным руководителем театра имени Тургенева Борисом Голубицким спектакль "Дом Бернарды Альбы" получился зрелищем не одноразовым. Он - как жанровая картина, в которой хочется рассмотреть малейшие детали, и процесс рассматривания только разжигает любопытство. Все роли в нем - главные, каждая актриса, будь она только начинающей или уже опытной, словно и не играет, а проживает одну из своих судеб, проходит по одной из бесконечных тропинок, которые предлагает каждому человеку жизнь. Поэтому, наверное, премьера прошла, как хорошо обкатанный спектакль. Ведь, несмотря на то, что в пьесе показаны другой век, другая страна, иные традиции, говорит она о вечном и всегда неизменном: женская задача на нашей планете - любить мужчину и рожать от него детей. И во все времена, будь то кабальное средневековье или раскрепощенный 21-й век, задачу эту выполнять не так уж просто.

Елена БОРОДИНА.

"Орловский вестник" №42 14 октября 2004 года

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz