... А без денег жизнь плохая

Противоречия эпохи XIX века в спектакле "Доходное место" по А. Островскому в постановке Бориса Голубицкого вполне вписываются в ситуации дней сегодняшних. Мало меняется и философия отношения человека к жизни. Разве что обретает более жесткие и прагматичные черты. Одна из зрительниц так и сказала: "Если бы у меня был такой безденежный муж, как Жадов, я бы его из дома выгнала".

Можно сказать, что в спектакле нет ни претензий, ни парадоксальных концепций. Зато есть идея и в унисон ей - "психологизм души", что так импонирует театралам старой закалки и дает пищу для размышлений. Главного героя Василия Жадова (молодой актер А. Багров) одолевают крылатые мечты и воспетые со студенческой скамьи идеалы, не позволяющие жить не по совести. А ведь всего-то и надо было для семейного счастья - пойти дядюшке-взяточнику поклониться и попросить доходного места. Жадов представлен человеком обычным, со своими слабостями. Только ВОТ современное общество таких отторгает, утверждая закон выживания для более сильных.

В спектакле заняты практически все студенты актерского курса С.-Петербургской театральной академии, и только трое актеров со стажем. И само действо разворачивается под напевы студенческой песенки-ретро: "...Там, где Крюков канал да Фонтанка-река, словно брат и сестра, обнимаются, там студенты живут, они горькую пьют, они песни поют и еще кое-чем занимаются.." Текст песенки даже интригует - и чем же это они там занимаются? Ожидания оказываются не обманутыми в сцене приезда женихов к дочерям экзальтированной мадам Кукушкиной (засл. артистка России Е. Карпова). Эротичная Юленька (Е. Гусарова) задирает ножки перед опешившим Белогубовым (А. Карташев) чуть ли не выше головы, пытаясь "раскрутить" его на предложение руки и сердца. А пока сексапильность дочки движется по нарастающей, маменька тоже не теряется, на полную катушку флиртуя с начальником женихов Акимом Акимычем Юсовым (нар. артист России П. Воробьев). Более-менее прилично ведет себя с возлюбленным Полина (О. Форопонова), кокетливо прижимая к груди игрушечного медвежонка и по-сестрински целуя Васю Жадова, но вскоре и это нежное дитя оказывается в плену страстей, да так, что с декораций верхнего этажа одни пятки торчат. Тем не менее и эта сцена, и многие другие, несмотря на "смягчение" юмором, затянуты.

К слову, о декорациях. Их эстетика захватывает сразу (сценография и костюмы Б. Голодницкого). Несмотря на переплетение стилей, можно усмотреть явный прицел на модерн.

Комедийные сценки периодически всплывают перед зрителем: то Аристарх Владимирович Вышневский (засл. артист России А. Магдалинин), главный взяточник губернии, на тренажерах килограммы лишние сбрасывает, то Полина с горя на балалайке играть учится - пианино же денег каких стоит! Особенно удалась сцена с гуляньем в кабаке Акима Акимыча, "идола" молодых начинающих взяточников. Вся свита здорово напоминает компанию "новых русских". Тут тебе и бильярд, и танцы до упаду, и импровизированный гимн взяточников всех времен и народов "Лучше быть сытым, чем голодным..." Придумывая разные остроумные и потешные мелочи, режиссер пытается раскрыть перед зрителями таланты молодых. Идут режиссерские "разборки" характеров. Ведь именно живые, непосредственные молодые актеры - главный козырь комедии. Только вот почему комедии, если ситуация, в которой оказывается главный герой, по большому счету трагическая? Все ждут какой-то развязки, объяснения. И, как в наказание за грехи, разоряется и умирает Аристарх Владимирович. Скрупулезно выписан его образ в финале: он грозно восседает высоко в кресле, с непроницаемым лицом, в вишневом бархатном пиджаке с золотыми пуговицами, будто вознесшийся над всеми. Казалось бы, зло наказано. Дела, им поставленные, движутся к судебному разбирательству. Но совсем нет уверенности в том, что с приходом новых чиновников все не вернется на круги своя, а власть денег над человеком потеряет прежнюю силу. Какой уж тут смех?

Обычно в сказках добро побеждает темные силы. Здесь такого ощущения нет. Собственно, пьеса и не является путеводителем по жизни. Скорее, она заставляет над ней задуматься

Елена MAP.

"Поколение" 05 марта 2005 года

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz