Последнее танго

В Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля "Танго на закате" по пьесе М. Булгакова "Зойкина квартира". Режиссер спектакля - заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл В. Г. Константинов. Орловскому зрителю он знаком по спектаклю "Корсиканка", поставленному на сцене ОГАТа.

Действие переносит нас в 20-е годы прошлого столетия, во времена достопамятного социального взрыва, разрушившего в России многовековой культурный пласт, когда всё и вся потеряло свою опору.

"Бывшие люди" - дворянка Зоя Денисовна Пельц (Н. Галченко), граф Абольянинов (С. Коленов), дворянин Аметистов (С. Аксиненко), увы, совершенно беспомощны в изменившихся обстоятельствах. Свое спасение они видят только в бегстве из России. Но для этого нужны деньги. Зоя Денисовна, заручившись поддержкой нэпмана Гуся-Багажного (М. Корнилов), открывает показательную пошивочную мастерскую, а по сути - бордель.

Видимо, во все времена легкие и быстрые деньги были грязными. Не правда ли, актуально? И даже весьма криминально. Я в том смысле, что режиссер изменил жанр булгаковской пьесы (трагический фарс) на "криминальную историю". И в самом деле, криминала здесь предостаточно: это и взяточничество председателя домкома Портупеи, и наркотики, и увеселительные вечера с показами парижских новинок белья, и, наконец, убийство.

По тексту спектакль остался булгаковским, хотя заядлый театрал мог услышать фразы из пьес Н. Эрдмана. Сам Булгаков в свое время живо интересовался его творчеством, и в текстах драматургов имеются переклички.

Пьеса, впервые поставленная в 1926 году в театре им. Вахтангова, не потеряла своей актуальности и сегодня. Всегда были и есть взяточники, беспринципные приспособленцы, угодливо обслуживающие хозяев новой жизни. Так же многие не в силах противостоять налетевшей стихии распада.

Как сопротивляется ситуации граф Абольянинов? Становится наркоманом и тапёром в публичном доме. А наше время? Где сейчас наша интеллигенция? Учителя, торгующие на рынке, и инженеры, метущие столичные улицы, - увы, норма жизни.

Новая постановка ОГАТа получилась зрелищной и удивительно "густонаселенной" (в спектакле двадцать пять действующих лиц). Наряду с опытными мастерами сцены представлена молодежь. Несомненным достоинством этой работы являются сценография и костюмы (Б.И. Голодницкий). На сцене минимум декораций, но это тот минимум, который удачно подчеркивает изысканность серебряного века. А для того чтобы ощутить реальность эпохи, достаточно нескольких емких деталей, например, патефона и звука голоса Шаляпина (музыкальное оформление В. Г Константинова). При подчеркнутом сценическом минимализме приятно поражают роскошь и богатство костюмов: шёлк, кружева дамских нарядов, лоск смокингов. И это здорово: а то, признаться, публика подустала от новомодной условности и навязчивой простоты актерских одежд, сшитых по выкройкам дизайнера-модерниста.

Но думается, что этот грандиозный бал костюмов призван создавать атмосферу яркого, ослепительного праздника - праздника на закате: бесшабашного, разгульного и всеразрушающего.

Танго на закате - страстный и последний танец на развалинах призрачной дворянской Помпеи.

Ольга ЧАНОВА

"Орловская правда" 16 апреля 2005 года

 

 

                 ТЕАТР + ОРЕЛ; tyz-orel.narod.ru © 2004-2005; контакты

Hosted by uCoz